Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

«Два крыла, разделенные безмолвием»: ностальгические метафоры будущего в фортепианных сочинениях Томаса Адеса 1990-х годов

Полный текст:

Аннотация

Основная задача статьи — исследовать подходы к проблемам интерпретации фортепианных сочинений 1990-х годов британского композитора Томаса Адеса, в которых обобщаются важнейшие тенденции искусства поставангарда. Переходный характер периода создания произведений, их по-лигенетичность и стилевая диффузность, языковая множественность позволяют автору рассмотреть музыку композитора с нескольких ракурсов для определения индивидуального стиля композитора. В статье подчеркивается значение в фортепианных сочинениях Адеса звука как феномена, подчиняющего себе архитектонику композиции, в чем усматривается преломление традиций пуантилистического осмысления звука и его акустической «ауры». Анализируя особенности фортепианной сонористики, автор обращает внимание на новаторские приемы педализации, используемые композитором. Исследование музыкального языка и выразительных средств приводит к выводу об осмыслении Адесом в фортепианном творчестве вопросов о бессмертии творческой личности, подлинной ценности традиций и новых способах их обобщения, позволяющих композитору устремить пристальный взгляд в будущее искусства.

Об авторе

О. А. Красногорова
Институт современного искусства
Россия

Кандидат искусствоведения, доцент.

Ул. Новозаводская, д. 27 А, Москва, 121309



Список литературы

1. Вулф В. Современная художественная проза // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М.: Прогресс, 1986. 637 с.

2. Saunders R. Language, Subject, Self: Reading the Style of to the Lighthouse // A Forum on Fiction. Vol. 26. №. 2. 1993. Р. 192-213.

3. Stockhausen K. Toward a Cosmic Music. University of Michigan. Shaftesbury Element Books, 1989. 146 p.

4. Чинаев В. П. В сторону «новой целостности»: интертекстуальность -поставангард - постмодернизм в музыкальном искусстве второй половины ХХ -начала XXI века. СПб.: Научный вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. 2014. Вып. 1. С. 30-54.

5. Цареградская Т. В. «Поздний модернизм» в музыке конца XX - начала XXI века: некоторые наблюдения // Научный вестник Московской консерватории. 2019. № 3 (38). С. 8-27.

6. Лианская Е. Я. Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма: дис. ... кандидат искусствоведения. Нижний Новгород. 2003. 216 с.

7. Лахенманн Х. Интервью. Творческая встреча с композитором 16 декабря 2013 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.studionewmusic.ru/centre/education/studio-education/lachenmann_20131216 // (дата обращения: 28.04.2020).

8. Stockhausen K. Interview [Wire magazine] URL: https://www.zvuki.ru/R/P/28835// (дата обращения: 05.08.2019).

9. Холопов Ю. Н. Новые парадигмы музыкальной эстетики XX века [Электронный ресурс]. URL: http://www.kholopov.ru/prdgm.html (дата обращения: 25.07.2020).

10. Чинаев В. П. Тишина — границы интерпретации // Проблемы интерпретации современной музыки. М.: МГК, 1999. С. 3-15.

11. Ades Th. Programme Notes. [Fabermusik]. URL: https://www.fabermusic.com/music/still-sorrowing-2061 (дата обращения: 10.08.2020).

12. Гаккель Л. Е. Фортепианная музыка XX века: Очерки. М.-Л.: Сов. композитор, 1986. 295 с.

13. Ades Th. Still Sorrowing. London: Faber Musik Ltd, 1992. 18 p.

14. Hunter J. The Metaphysical Poets. London, 1965. p. 30.

15. Аствацатуров А. А. Феноменология текста: Игра и репрессия [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=200788&p=22 (дата обращения: 07.08.2020).

16. Донн Дж. Портрет. Английская поэзия [Электронный ресурс]. URL: http://eng-poetry.ru/Poem.php?PoemId=271 (дата обращения: 14.07.2020).

17. Мессиан О. Техника моего музыкального языка. М.: Греко-римский кабинет Ю. А. Шичалина. 1995. 127 с.

18. Stockhausen K. Klavierstuck Х. London: Universal edition, 1965. 38 p.

19. Ades Th. Darknesse Visible (after John Dowland). London: Faber Musik Ltd, 1992. 6 p.

20. Guth D. Virginia Woolf: Myth and to the Lighthouse // College Literature. 1984. Vol. 11. No. 3. P. 233-249.

21. Ades Th. Traced Overhead. London: Faber Musik Ltd, 1995-1996. 26 p.

22. Юмэмакура Баку. Онмедзи. Кн. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://hikari.narod.ru/onmyoji-1-1.html (дата обращения: 19.07.2020).

23. Тарковский А. А. Пояснения к фильму «Солярис» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tarkovskiy.su/texty/Tarkovskiy/Solaris02.html (дата обращения: 04.07.2020) .

24. Worner K. Neue Musik in der Eintscheidung. Mainz: Schott, 1956. 317 p.

25. МильштейнЯ. И. Добавления и комментарии к статье К. Н. Игумнова // Советская музыка. 1948. № 4. С. 72-75.

26. Lachenmann H. Musik als existentielle Erfahrung: Schriften 1966-1995. Wiesbaden: Breitkopf&Hartel, 1996. 488 p.

27. Браудо И. А. Артикуляция (о произношении мелодии). Л.: Государственное музыкальное изд-во, 1961. 198 с.

28. Зенкин К. В. О парадигмах музыкальной композиции // Научный вестник Московской консерватории. 2020. № 1. С. 23-35.


Для цитирования:


Красногорова О.А. «Два крыла, разделенные безмолвием»: ностальгические метафоры будущего в фортепианных сочинениях Томаса Адеса 1990-х годов. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2020;(4):111-135.

For citation:


Krasnogorova O.A. «Two wings separated by silence»: Nostalgic metaphors of the future in the piano compositions of Thomas Adès of the 1990th. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2020;(4):111-135. (In Russ.)

Просмотров: 23


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)