Визуальные элементы в творчестве Беата Фуррера: модели, концепты, метафоры
Аннотация
В данной статье через концепты, метафоры (а не техники композиции), модели, имеющие отношение к визуальному, рассматривается творчество Беата Фуррера.
В музыке поставангарда заметны тенденции доминирования визуального. В музыке Беата Фуррера визуальное представлено несколькими разновидностями. В качестве интеллектуальной модели в «Nuun» используется идея фотографической фильтрациии, воплощенная музыкальными средствами. Концепт перспективы, имеющий смысловые корни в концепциях времени и движения Бергсона, рассмотрен на примере «Phasma», метафоры света и тени — в «Begehren. Music Theatre», тогда как эксперименты с синестетическим восприятием — в «Квартете для четырех ударных». С помощью этих примеров выявляются визуальные модели, концепты и метафоры в качестве композиторских стратегий Беата Фуррера.
Об авторе
В. А. Иванов-РакиевскийРоссия
Аспирант.
Ул. Большая Никитская, д. 13/6, Москва, 125009
Список литературы
1. Kobel M. Beat Furrer und das Visuelle. Perspektiven komponieren oder Bild-Werden der Musik / Malte Kobel // Musik-Konzepte. Neue Folge. Nr. 172/173 Beat Furrer (Mai 2016). S. 130-144.
2. Лаврова С. В. Проекции основных концептов постструктуралистской философии в музыке постсериализма: дис. ... д-ра искусствоведения. СПб. 2016. 535 с.
3. Ender D. Metamorphosen des Klanges. Studien zum kompoziyorischen Werk von Beat Furrer, Kassel: Barenreiter, 2014. 245 S.
4. Булез П. Ориентиры I. Воображать // Избранные статьи. Пер. с франц. Б. Скуратова; ред. и предисл. К. Чухров. М.: Логос-Альтера, Eccehomo, 2004. 199 с.
5. Furrer B. Beat Furrer im Gespraech mit Julia Cloot: Nicht mehr, noch nicht // Metamorphosen. Beat Furrer an der Hochschule fur Musik Basel: Schriften, Gesprache. Dokumente / Hrsg. von M. Kunkel. Saabrucken: PFAU, 2011. S. 61-72.
6. Furrer B. Beat Furrer im gesprach mit Peter Hagmann «Modelle, Ordnungen, Transformationen» Metamorphosen. Beat Furrer an der Hochschule fuer Musik Basel: Schriften, Gesprache. Dokumente / Hrsg. von M. Kunkel. Saabrucken: PFAU, 2011. S. 44-47.
7. Дьяков А. В. Жиль Делез. Философия Различия. СПб.: Алетейя, 2013. 504 c.
8. Фуррер Б. Интервью с Ивановым-Ракиевским В. А. Москва - Берген. 26 июля 2017 г.
9. KunkelM. Das Fama-Prinzip Metamorphosen in der Musik Beat Furrers // Beat Furrer an der Hochschule fur Musik Basel: Schriften, Gesprache. Dokumente / Hrsg. von M. Kunkel. Saabrucken: PFAU, 2011. S. 81-116.
10. Лосева О. В. Современная музыка Австрии: Очерки и документы. М.: Гос. ин-т искусствознания, 1998. 107 с.
11. Furrer B. Quartett fur vier Schlagzeuger (1995). Barenreiter. BA 7470. 9 s.
12. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника Центр, 2003. 432 c.
13. Хаустов Д. С. Лекции по философии постмодерна. Москва: РИПОЛ классик, 2018. 288 c.
14. Sanio S. Musikalische Bildkonzepte // Positionen. Beitrage Zur Neuen Musik. 2004. S. 5-8.
Рецензия
Для цитирования:
Иванов-Ракиевский В.А. Визуальные элементы в творчестве Беата Фуррера: модели, концепты, метафоры. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2020;(4):82-95.
For citation:
Ivanov-Rakievsky V.A. Visual elements in the work of Beat Furrer: Models, concepts, metaphors. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2020;(4):82-95. (In Russ.)