Особенности интерпретации архетипического образа морской девы и сказки Фридриха де Ла Мотт Фуке «Ундина» в одноименном балете Ханса Вернера Хенце
Аннотация
Значение мифологических и фольклорных сюжетов в художественной культуре невозможно переоценить. Они питают творчество авторов и составляют основу содержания произведений самых разных видов искусств. Важной приметой бытия таких «вечных» сюжетов в культуре становится их созвучность эпохе, которой они принадлежат. Сохраняя основные мотивы, вечные сюжеты трансформируются в зависимости от эстетических, стилевых, философских черт того или иного периода. Одним из примеров подобных модификаций является сюжет об Ундине. Он претворен во множестве сочинений, демонстрируя исключительную гибкость и соответствие самым важным мировоззренческим константам разных эпох.
В статье предпринимается попытка проанализировать сюжет об Ундине и особенности его трактовки в балете Ханса Вернера Хенце и Фредерика Аштона в контексте образно-стилевых тенденций XIX–ХХ веков. Уделяется внимание смысловым акцентам в драматургии, анализу особых выразительных средств, при помощи которых в ткани балета воплощается архетипический образ морской девы, а также сравнению способов его отображения в музыке романтического века и современности.
Об авторе
Н. И. ВербаРоссия
канд. искусствоведения,
наб. реки Мойки, д. 48, Санкт-Петербург, 191186
Список литературы
1. Ondine [Электронный ресурс]. URL:http://www.rohcollections.org.uk/performance.aspx?performance= 12074&row=0 (дата обращения: 01.05.2020).
2. Кузнецова Т. «Ундина» выплыла на сцене Ковент-Гардена: восстановление балета Фредерика Аштона // «Коммерсантъ». № 106. 17 июня 2009 года. С. 11.
3. Пудеева М. Балет «Ундина» Х. В. Хенце [Электронный ресурс]. URL: https:// musicseasons.org/undina-balet (дата обращения: 01.05.2020).
4. Карташова И. В. О своеобразии эстетического идеала ранних романтиков // Проблемы романтического метода и стиля: межвуз. сб. / Н. А. Гуляев. Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1980. С. 3–32.
5. Михайлов А. В. Эстетические идеи немецкого романтизма // Эстетика немецких романтиков. М.: Искусство, 1987. С. 7–43.
6. Чавчанидзе Д. Л. Особенности романтического миропонимания Фуке («Ундина») // Миропонимание и творчество романтиков: межвуз. сб. науч. тр. Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1986. С 137–149.
7. Ланда E. B. «Ундина» в переводе В. А. Жуковского и русская культура // Фуке де ла Мотт Ф. «Ундина». М.: Наука, 1990. С. 472–536.
8. Верба Н. И. К проблеме пересечения архетипов сюжетов о морских девах с мировоззренческими константами эпохи романтизма // Общество. Среда. Развитие. 2012. № 2. С. 124–128.
9. Прощина Е. Г. Мифологическая модель «Ундины» Фридриха де ла Мотт Фуке // Романтизм и его исторические судьбы: мат-лы межд. науч. конф. (VII Гуляевских чтений) 13−16 мая 1998 г.: в 2 ч. Тверь: Тв. гос. ун-т, 1998. Ч. 1. С. 27.
10. Кириллина Л. В. Русалки и призраки в музыкальном театре XIX века // Музыкальная академия. 1995. № 1. С. 60–71.
11. Антипова Н. А. Фантастическое в немецкой романтической опере: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М. 2007. 21 с.
12. Верба Н. И. Сюжет о морской деве в музыкальной культуре XIX века // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: сб. науч. тр. Кемерово: Кем. гос. ун-т, 2017. С. 47–53.
13. Доманский Ю. В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте: 2-е изд., испр. и доп. Тверь: Тв. гос. ун-т, 2001. 94 с.
14. Квитко А. А. Особенности визуализации архетипа героя в светском изобразительном искусстве на христианскую тематику // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 4. С. 101–104.
15. Петрушевич Ю. Ю. Архетипические мотивы в оперном творчестве Н. А.РимскогоКорсакова: автореф. дисс. … канд. искусствоведения. М. 2008. 24 с.
16. Верба Н. И. Сюжет об Ундине в опере XIX века. Проблема архетипических образов. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. 220 с.
17. Фуке де Ла Мотт Ф. «Ундина» / пер. с нем. Н. Жирмунской, В. Дымшиц. М.: Изд. дом Мещерякова, 2019. 184 c.
18. Чавчанидзе Д. Романтическая сказка Фуке // Фуке де ла Мотт Ф. «Ундина». М.: Наука, 1990. С. 421–471.
19. Hans Werner Henze. Composer of “Ondine” [Электронный ресурс]. URL: http://www.ballet.co.uk/magazines/yr_05/apr05/rj_hans_werner_henze_ondine.htm (дата обращения: 01.05.2020).
20. Вишневецкий И. Случай Генце // Митин журнал. 1999. Вып. 57. С. 421–442.
21. Творческие портреты композиторов. Ханс Вернер Хенце [Электронный ресурс]. URL: http://art.niv.ru/doc/dictionary/composer/articles/218/hence-hans-verner.htm (дата обращения: 01.05.2020).
22. Hans Werner Henze “Ondine” [Электронный ресурс]. URL: https://ok.ru/video/87893084887 (дата обращения: 01.05.2020).
23. Верба Н. И. Архетипические образы сюжетов о морских девах в драме «Русалка» А. С. Пушкина и одноименной опере А. С. Даргомыжского: учеб. пос. СПб.: Издво РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. 72 с.
24. Ханс Вернер Хенце. «Ундина»: балет. Либретто Вячеслава Самодурова [Электронный ресурс]. URL: https://www.bolshoi.ru/performances/915/ (дата обращения: 01.05.2020).
25. Беляева Е. «Утонули в бессознательном» [Электронный ресурс]. URL: https://musicseasons.org/utonuli-v-bessoznatelnom/ (дата обращения: 01.05.2020).
26. Пудеева М. Русский след «Ундины» [Электронный ресурс]. URL: https://musicseasons.org/russkij-sled-undiny/ (дата обращения: 01.05.2020).
27. Лауреаты премии «Золотая маска»-2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.goldenmask.ru/fest_23_180.html (дата обращения: 01.05.2020).
Рецензия
Для цитирования:
Верба Н.И. Особенности интерпретации архетипического образа морской девы и сказки Фридриха де Ла Мотт Фуке «Ундина» в одноименном балете Ханса Вернера Хенце. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2020;(3):20-36. https://doi.org/782.91
For citation:
Verba N.I. Features of interpretation of the archetypal image of the sea maiden and Friedrich de La Motte Fouquet’s fairy tale “Undine” in the ballet of the same name by Hans Werner Henze. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2020;(3):20-36. (In Russ.) https://doi.org/782.91