Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Исполнительский феномен Зои Лодий

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена исследованию исполнительского искусства практически забытой ныне камерной певицы Зои Петровны Лодий. Обладавшая достаточно скромными «исходными» данными, она не только возвела свое творчество на высочайший уровень, но и заняла одно из первых мест в ряду основателей отечественной школы камерного пения.

Анализ творческой биографии артистки показал, что можно выделить ряд ключевых позиций, которые непосредственно способствовали построению ее успешной сценической карьеры. Среди них — набор необходимых личностных качеств, хорошая стартовая база, направленность вокальной подготовки, высочайший профессионализм, яркая индивидуальность, неповторимый исполнительский почерк и др.

Для объективного освещения данного вопроса был применен междисциплинарный подход. Это позволило рассмотреть деятельность певицы через призму современных исследований в области теории и психологии успеха.

Авторы приходят к выводу, что всестороннее изучение исполнительского феномена З. П. Лодий, которая сегодня была бы ярким образцом успешного «карьериста» (в хорошем понимании этого слова), может быть надежным ориентиром для нового поколения музыкантов.

Об авторах

Е. Ю. Шарма
Институт современного искусства
Россия

канд. искусствоведения; научный руководитель

ул. Новозаводская, д. 27 А, Москва, 121357



В. К. Жеурова
Институт современного искусства
Россия

аспирант

ул. Новозаводская, д. 27 А, Москва, 121357



Список литературы

1. Лодий З. П. 1928 г. // РНММ. Ф. 176. Ед. хр. 328. Л. 1.

2. Фонд семьи Лодий. 1787–1975 гг. // РНММ. Ф. 176. Ед. хр. 487. Л. 215–344.

3. Алянский Ю. Увеселительные заведения старого Петербурга. СПб.: Аврора: Стройиздат. 2003. 351 с.

4. Ситдикова С. Акмеологические особенности развития карьерной успешности женщин: дис. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону. 2009. 196 с.

5. Коган П. Вместе с музыкантами. 2-е изд., доп. М.: Сов. композитор, 1986. 272 с.

6. Салтыкова Т. З. П. Лодий и камерная музыка // Музыкальные кадры. 1961. № 10. С. 3

7. Голубовская Н. Черты художника // Музыкальные кадры. 1961. № 10. С. 3.

8. Нотный автограф З. П. Лодий. 1941–1943 гг. // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки.Ф. 1086.№36,Л. 8. [Электронный ресурс] URL:http://expositions.nlr.ru/ex_manus/victory/06.php (дата обращения: 03.03.2020).

9. Суханов Г. Настоящая жизнь — это театр. СПб.: Юнимед, 1999. 256 с.

10. Энгель Ю. Концерт Зои Лодий // Русские ведомости. 1916, № 266, С. 4.

11. Россихина В. Советское камерно-вокальное исполнительство. Творческие портреты. М.: Сов. композитор, 1976. 112 с.

12. Ходасевич В. Портреты словами: очерки. М.: Сов. писатель, 1987. 320 с.

13. Доливо А. Зоя Лодий // Советская музыка. 1956. № 12. С. 72–73.

14. Афиша концерта Зои Лодий с участием М. А. Бихтера. 25 марта 1913 г. // РНММ. Ф. 176. Ед. хр. 327. Л. 13.

15. Жеурова В., Шарма Е. Синергия слова и музыки как основа творческого метода работы З. П. Лодий с поэтическими текстами в камерных вокальных произведениях // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 7. № 4. С. 118–136.

16. Журавлев Д. Жизнь. Искусство. Встречи // вст. ст. О. М. Итиной. М.: Всерос. театр. о-во, 1985. 373 с.

17. Кнорозовский И. «Тангейзер» в Народном Доме // Театр и искусство. 1912. № 27. С. 531–532.

18. Черногорский [Каратыгин В.] По концертам // Театр и искусство. 1914. № 45. С. 867.

19. Прокофьев С. Дневник. 1907–1933: в 3 т. Париж: SPRKF, 2002. Ч. 2. 890 с.

20. Концерты в Петрограде. Хроника // Русская музыкальная газета. 1917. № 6. Ст. 165–166.

21. Филиппов Б. Записки «Домового». 3-е изд., доп. М.: Сов. Россия, 1989. 509 с.

22. Образцов С. Моя профессия. М.: Искусство, 1981. 464 с.

23. Каратыгин В. Концерт А. И. Мозжухина // Избранные статьи. М.–Л.: Музыка (Ленингр. отд.), 1965. С. 279–281.

24. Афиши концертов Зои Лодий с участием Надежды Голубовской. // Материалы РНММ. Ф. 176. Ед. хр. 333–346. Л. 94–95, а также РГАЛИ. Ф. 991. Оп. 2. Ед. хр. 108. Л. 8; Ф. 2985. Оп 1. Ед. хр. 638. Л. 9.

25. Яковенко С. И довелось, и посчастливилось. М.: Изд. дом «Композитор», 2007. 440 с.

26. К концертам в Москве // Театр и музыка. 1923. № 7. С. 684.

27. Егоров И. От монархии к Октябрю. Воспоминания. Л.: Лениздат. 1980. 272 с.

28. Маковский С. На Парнасе «Серебряного века». Мюнхен: Изд-во Центр. объединения полит. эмигрантов из СССР (ЦОПЭ), 1962. 364[3] с.

29. Конечный А., Мордерер В., Паринис А., Тименчик Р. Артистическое кабаре «Привал комедиантов» // Памятники культуры. Новые открытия. 1988 / сост. Т. Б. Князевская. М.: Наука, 1989. С. 96–154.


Для цитирования:


Шарма Е.Ю., Жеурова В.К. Исполнительский феномен Зои Лодий. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2020;(2):187-206.

For citation:


Sharma E.Y., Zheurova V.K. Zoya Lodiy’s executive phenomenon. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2020;(2):187-206. (In Russ.)

Просмотров: 40


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)