Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Основы теории музыкального знака (часть 1)

Полный текст:

Аннотация

В статье изложены основные предпосылки и аксиоматика концепции музыкального знака. В качестве исходного семиотического определения знака избирается определение Ч. Пирса, согласно которому знаком признается нечто, заменяющее для кого-либо что-либо по некоторому свойству или способности. Денотатом музыкального знака признается эмоция (музыка — язык чувств). В музыке встречаются знаки-иконы, индексы, условные знаки и символы. Основным и важнейшим видом знака является знак-икон. Информация в музыке передается путем соозначения разных типов знаков. Излагаются важнейшие признаки, по которым можно судить интроспективно о собственной эмоции и, в восприятии, об эмоциях другого человека. Среди таких признаков — физиологические вегетативные изменения, изменения сенсорных восприятий внешнего мира, выразительные движения, речь и ее темпоральные, акустические, логико-семантические характеристики. Исследуется также распознавание эмоций по их симптомам. Для распознавания существенно знание ситуации, в которой находится человек.

Об авторе

С. М. Мальцев
Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова
Россия

д-р искусствоведения, проф., Заслуженный деятель искусств РФ

ул. Глинки, д. 2, Санкт-Петербург, 190000



Список литературы

1. Якобсон Р. К вопросу о зрительных и слуховых знаках // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 83–87.

2. Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам. 21. Тарту: ТГУ, 1987. С. 10–21.

3. Брудный А. А. Знак и сигнал // Вопросы философии. 1961. № 4. С. 120–130. 4.

4. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 367 с.

5. Мейзерский В. М. Проблема символического интерпретанта в семиотике текста // Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам. 21. Тарту: ТГУ, 1987. С. 1–9.

6. Орлов Г. А. Древо музыки / Предисл. М. Друскина. СПб.: Сов. композитор; Вашингтон: Frager, 1992. 408 с.

7. Mayer G. Semiotik und Sprachgefüge der Kunst // Beiträge zur Musikwissentschaft. 9. Jg. 1967. Heft 2. S. 112–121.

8. Stahmer K. Vier Thesen zum Grundsatz-problem «Musik und Sprache» // Colloquium Music and Word / Arr. and edited by Rudolf Pecman. Brno. 1973.

9. Медушевский В. В. К проблеме семантического синтаксиса (о художественном моделировании эмоций) // Советская музыка. 1973. № 8. С. 20–29.

10. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 255 с.

11. Медушевский В. В. Как устроены художественные средства музыки? // Эстетические очерки: Сб. ст. / Сост. и общ. ред. С. Раппопорт. Вып. 4. М.: Сов. композитор, 1977. С. 79–113.

12. Jiránek J. Taemstvi hudebniho vyznamy. Praha: Academia, 1979. 164 s.

13. Jiránek J. Zu Grundfragen der musikalischen Semiotik. Berlin: Verlag Neue Musik, 1985. 255 S.

14. Mattheson J. Kern melodischer Wissenschafft. Hamburg: Herold, 1737. 182 S.

15. Mattheson J. Der vollkommene Capellmeister. Hamburg: Christian Herold, 1739. 484 S.

16. Unger H. H. Die Beziehungen zwischen Musik und Rhetorik im 16–18. Jahrhundert. Würzburg: Triltsch, 1941. 173 S.

17. Захарова О. И. Музыкальная риторика XVII — первой половины XVIII в. // Проблемы музыкальной науки. Вып. 3. М.: Сов. композитор, 1975. С. 345–378.

18. Захарова О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII в. М.: Музыка, 1983. 77 с.

19. Bartel D. Handbuch der musikalischen Figurenlehre. Laaber: Laaber-Verlag, 2007. 307 S.

20. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. Интонация. Л. – М.: Музгиз, 1947. 164 с.

21. Асафьев Б. В. Речевая интонация. М. – Л.: Музыка, 1965. 136 с.

22. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 383 с.

23. Ручьевская Е. А. Функции музыкальной темы. Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1977. 160 с.

24. Бюхер К. Работа и ритм: Рабочие песни, их происхождение, эстетическое и экономическое значение. СПб.: О. Н. Попова, 1899. 112 с.

25. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. – Л.: Издво Акад. пед. наук РСФСР, 1947. 335 с.

26. Швейцер А. И. С. Бах. М.: Музыка, 1965. 725 с.

27. Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М.: Музыка, 1967. 752 с.

28. ДжэмсУ. Психология / Пер. с англ. И. И. Лапшина. 5-е рус. изд. СПб.: К. Л. Риккер, 1905. 448 с.

29. Ярошевский М. Г. История психологии. 2-е изд., перераб. М.: Мысль, 1976. 463 с.

30. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций / АН СССР. Объед. науч. совет «Физиология человека и животных». М.: Наука, 1970. 141 с.

31. Раппопорт С. Х. Искусство и эмоции. 2-е изд., доп. М.: Музыка, 1972. 168 с.

32. Гринцер П. А. Проблема семантики художественного текста в санскритской поэтике // Ученые записки Тартуского Государственного университета. Вып. 422. Труды по знаковым системам IX. Тарту: ТГУ, 1977. С. 3–26.

33. Менон Р. Р. Звуки индийской музыки. Путь к раге. М.: Музыка, 1982. 80 с.

34. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 5. М.: Прогресс, 1975. 284 с.

35. Линдслей Д. Б. Эмоции // Экспериментальная психология. Т. 1. М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. С. 629–684.

36. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных // Дарвин Ч.; Сочинения. Т. 5: М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953. С. 659–922.

37. Носенко Э. Л. К проблеме эмоциональной вариативности речи // Речь и эмоции. Материалы симпозиума 11–14 ноября 1974 г. Л.: [б. и.], 1975. С. 61–66.

38. НосенкоЭ.Л. Изменения характеристики речи при эмоциональной напряженности // Вопросы психологии. 1978. № 6. С. 76–85.

39. Дорофеева Э. Т. О возможных критериях распознавания эмоциональных состояний // Проблемы моделирования психической деятельности. Вып. 2. Новосибирск: [б. и.], 1968. С. 279–280.

40. Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационноэмоциональные аспекты. / АН СССР. Ин-т высш. нервной деятельности и нейрофизиологии. М.: Наука, 1975. 175 с.

41. Вудроу Г. Восприятие времени // Экспериментальная психология. Т. 2. М.: Издво иностранной литературы, 1963. С. 859–878.

42. Толстой Д. А. Музыка и время // Советская музыка. 1971. № 12. С. 44–50.

43. Носенко Э. Л., Чугай А. А., Карпов О. Н. Система автоматического определения эмоционального состояния человека по акустическим и темпоральным характеристикам речи // Речь и эмоции. Материалы симпозиума 11–14 ноября 1974 г. Л.: [б. и.], 1975. С. 108–113.

44. Никонов А. В., Попов В. А. Особенности структуры речи человека-оператора в стрессовых условиях // Речь и эмоции. Материалы симпозиума 11–14 ноября 1974 г. Л.: [б. и.], 1975. С. 11–16.

45. Носенко Э. Л., Величко Л. Ф. Некоторые особенности кинетического поведения говорящего в процессе речи как индикаторы эмоциональной напряженности // Речь и эмоции. Материалы симпозиума 11–14 ноября 1974 г. Л.: [б. и.], 1975. С. 23–29.

46. КривцунО.А. Психологические корни эротического искусства // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 1. C. 95–106.

47. King F. H. A Survey of Biological, Psychological, Sociological, and Cultural Factors Regarding Sleep-Related Female Orgasms. A dissertation of the degree of Doctor of Philosophy. North Miami Beach, Florida, 2006. 179 p.

48. Мальцев С. М. Tempo rubato. Типология, исторические формы. СПб.: [б. и.], 2015. 361 с.

49. Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор. М.: Мысль, 1999. 864 с.

50. Бунак В. В. Речь и интеллект. Стадии их развития в антропогенезе // Ископаемые гоминиды и происхождение человека. М.: Наука, 1966. С. 497–555.

51. ТимофеевА.Н., ЗамаховерШ.М., ВолынкинаГ.Ю. Особенности электромиограммы артикуляционной мускулатуры в динамике различных эмоциональных состояний // 22-е совещание по проблемам высшей нервной деятельности. Рязань, 1969. С. 238.

52. Колшанский Г. В. Паралингвистика. М.: Наука, 1974. 80 с.

53. Смирнова Н. И. Паралингвизмы как часть смыслового и эмоционального фонда речи // Методический бюллетень №5. М.: Воен. ин-т иностр. языков, 1971. С. 16–30.

54. Асафьев Б. В. Избранные труды. Т. 2. М.: Изд. АН СССР, 1954. 384 с.

55. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. 4-е изд., испр. М.: Просвещение, 1971. 461 с.

56. Курашвили В. А., Кузнецов В. С., Каталов М. И. Использование речевых сигналов для оценки состояния оператора // Речь и эмоции. Материалы симпозиума 11– 14 ноября 1974 г. Л.: [б. и.], 1975. С. 103–108.

57. Фролов М. В., Таубкин В. Л. О влиянии эмоционального состояния диктора на некоторые параметры речевого сигнала // Речь и эмоции. Материалы симпозиума 11–14 ноября 1974 г. Л.: [б. и.], 1975. С. 46–55.

58. Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Игнаткина Л. В., Светозарова Н. Д., Сергеева Т. А., Цветкова Л. В. О фонетических коррелятах различной степени выразительности и эмоциональности речи // Речь и эмоции. Материалы симпозиума 11–14 ноября 1974 г. Л.: [б. и.], 1975. С. 84–90.

59. Ласко М. В., Резвицкая Ж. И. Определение эмоционального состояния методом контент-анализа речи // Речь и эмоции. Материалы симпозиума 11–14 ноября 1974 г. Л.: [б. и.], 1975. С. 128–131.

60. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Сов. композитор, 1978. 452 с.


Для цитирования:


Мальцев С.М. Основы теории музыкального знака (часть 1). Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2020;(2):142-165.

For citation:


Maltsev S.M. Fundamentals of the theory of musical sign (part 1). Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2020;(2):142-165. (In Russ.)

Просмотров: 64


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)