Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Б. В. Асафьев у истоков «музыкального балетоведения»: Технология научного открытия

Полный текст:

Аннотация

Работа посвящена деятельности выдающегося музыковеда Б. В. Асафьева в области изучения балета. Предлагается гипотеза о том, что Асафьев стал в отечественной науке основателем новой исследовательской отрасли, которую можно было бы назвать «музыкальным балетоведением»: в его трудах балетная музыка была впервые осмыслена как самостоятельный жанр, наделенный высокой эстетической ценностью, что делало ее достойным объектом музыковедческого анализа. В статье последовательно реконструируется исследовательская стратегия Асафьева, при этом показано, как его теоретические концепции симфонизма и «интонационного словаря эпохи» способствовали переоценке балетного творчества композиторов. Используются биографический метод и институциональный анализ.

Об авторе

Т. В. Букина
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
Россия

Доктор искусствоведения

ул. Зодчего Росси, 2, Санкт-Петербург, 191023



Список литературы

1. Мясковский Н. Я. Иг. Стравинский. «Жар-птица», сказка-балет для фортепиано в две руки. Изд. П. Юргенсона. // Мясковский Н. Я. Собрание материалов: в 2 т. М.: Музыка, 1964. Т. 2. С. 24–27.

2. Мясковский Н. Я. О «Весне священной» Иг. Стравинского // Мясковский Н. Я. Собрание материалов: в 2 т. М.: Музыка, 1964. Т. 2. С. 163–170.

3. Каратыгин В. Г. «Весна священная» // Каратыгин В. Г. Избранные статьи. М., Л.: Музыка, 1965. С. 122–129.

4. Левинсон А. Я. Старый и новый балет. Мастера балета. СПб.: Лань; Планета музыки, 2008. 560 с.

5. Ларош Г. А. П. И. Чайковский, как драматический композитор. СПб.: Тип. Имп. СПб. театров, 1895. 102 с.

6. Асафьев Б. В. О себе // Воспоминания о Б. В. Асафьеве. Л.: Музыка, 1974. С. 317–508.

7. Асафьев Б. В. Симфонические этюды / Серия «Классика. Русское музыкознание ХХ века». М.: Композитор, 2008. 308 с.

8. Слонимский Ю. И. Для балета, о балете // Воспоминания о Б. В. Асафьеве. Л.: Музыка, 1974. С. 134–162.

9. Из истории советского музыкального образования. Сб. мат-лов и док-ов. 1917–1927. Л.: Музыка, 1969. 306 с.

10. Материалы к биографии Б. В. Асафьева / сост. А. Н. Крюков. М.: Музыка, 1982. 264 с.

11. Объяснительная записка и проект учебного плана научномузыкального отделения, составленные Б. В. Асафьевым. 1926 г. // Из истории советского музыкального образования. Сб. мат-лов и док-ов. 1917–1927. Л.: Музыка, 1969. С. 247–252.

12. Неф К. История западно-европейской музыки. Л.: Academia, 1930. 314 с.

13. Асафьев Б. В. Русская музыка от начала XIX столетия. М., Л.: Academia, 1930. 320 с.

14. Сироткина И. В. Пляска и экстаз в России от Серебряного века до конца 1920-х годов // Российская империя чувств. Подходы к культурной истории эмоций / под ред. Я. Плампера, Ш. Шахадат и М. Эли. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 282–305.

15. Сироткина И. Е. Свободное движение и пластический танец в России. М.: НЛО, 2014. 325 с.

16. Асафьев Б. В. В балете: наблюдения, выводы и пожелания // Асафьев Б. В. О балете. Статьи, рецензии, воспоминания. Л.: Музыка, 1974. С. 28–36.

17. Вершинина О. Дягилев и музыка «Русских сезонов // Искусство. 2012. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200201202 (дата обращения: 19.07.2019).

18. Дебюсси К. Русская музыка и русские композиторы (Беседа) // Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. М., Л.: Музыка, 1964. С. 193–194.

19. Дюка П. «Свадебка» И. Стравинского // Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX — начало ХХ века / сост., перевод, вст.ст. и коммент. А. Д. Бушен. Л.: Музыка, 1972. С. 332–335.

20. Ариас-Вихиль М. А. Парижское открытие С. Дягилева: «отец авангарда» Эрик Сати и «балет-коллаж» «Парад» // «Артикульт»: научный журнал о культуре и искусстве. 2012. № 1 (4). С. 1–16.

21. Асафьев Б. В. Из недавно пережитого (Сергей Прокофьев) // Асафьев Б. В. О балете. Статьи, рецензии, воспоминания. Л.: Музыка, 1974. С. 15–19.

22. Асафьев Б. В. Предвосхищение будущего // Асафьев Б. В. О балете. Статьи, рецензии, воспоминания. Л.: Музыка, 1974. С. 38–39.

23. Асафьев Б. В. Из писем о музыке в Париже // Асафьев Б. В. О балете. Статьи, рецензии, воспоминания. Л.: Музыка, 1974. С. 160–175.

24. Асафьев Б. В. Из «Писем о русской опере и балете». «Спящая красавица» // Асафьев Б. В. О балете. Статьи, рецензии, воспоминания. Л.: Музыка, 1974. С. 76–85.

25. Асафьев Б. В. Репертуар балета // Асафьев Б. В. О балете. Статьи, рецензии, воспоминания. Л.: Музыка, 1974. С. 116–118.

26. Асафьев Б. В. «Щелкунчик» // Асафьев Б.В. О балете. Статьи, рецензии, воспоминания. Л.: Музыка, 1974. С. 194–197.

27. Асафьев Б. В. «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» // Асафьев Б. В. О балете. Статьи, рецензии, воспоминания. Л.: Музыка, 1974. С. 194–197.

28. Асафьев Б. В. «Стальной скок» Сергея Прокофьева // Асафьев Б. В. О балете. Статьи, рецензии, воспоминания. Л.: Музыка, 1974. С. 175–177.

29. Асафьев Б. В. Книга о Стравинском. Л.: Музыка, 1977. 280 с.

30. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. Кн. 1 и 2. 376 с.

31. Конен В. Дж. Театр и симфония. Роль оперы в формировании классической симфонии. М.: Музыка, 1968. 351 с.

32. Шкловский В. Г. Литература «вне сюжета» // Шкловский В. Г. О теории прозы. М.: Круг, 1929. С. 226–245.

33. Тынянов Ю. Н. Литературный факт // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 255–270.

34. Беккер П. Симфония от Бетховена до Малера / пер. Р.И. Грубера, ред. и вступ. ст. И. Глебова. Л.: Тритон, 1926. 63 с.

35. Уитли Р. Когнитивная и социальная институализация научных специальностей и областей исследования // Научная деятельность: структура и институты. М.: Прогресс, 1980. С. 215–256.

36. Кузнецова Н. И. Феномен научной дисциплины: эпистемологический анализ // Высшее образование в России. 2017. № 3 (210). С. 59–70.

37. Богомолов С. Н. Песни Ф. Шуберта как высокий жанр. Автореф. дис.…. канд. искусствоведения. СПб.: б/и, 2000. 22 с.

38. Асафьев Б. В. Театр русской Испании. Открытие балетного сезона. «Дон Кихот» // Асафьев Б. В. О балете. Статьи, рецензии, воспоминания. Л.: Музыка, 1974. С. 107–110.


Для цитирования:


Букина Т.В. Б. В. Асафьев у истоков «музыкального балетоведения»: Технология научного открытия. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019;(4):145-161.

For citation:


Bukina T.V. B. V. Asafiev at the beginnings of “ballet music studies”: Technology of discovery. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2019;(4):145-161. (In Russ.)

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)