Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

РОМАН ВЛАДИМИРА НАБОКОВА «АДА ИЛИ РАДОСТИ СТРАСТИ. СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА»: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, ИСТОРИЧЕСКИЙ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Полный текст:

Аннотация

Целью статьи стал анализ англоязычного романа Владимира Набокова «Ада» в спектре проблематики трансгенерационной травмы, определенной для творчества писателя как наиболее общая, коллективная форма травмы, имеющая трансгенерационные характеристики. Роман «Ада или Радости Страсти» (Ada or Ardour, a Family Chronicle) в русском переводе С. Ильина становится своеобразной формой библейского повествования. Сюжетный ход, форма построение, создание нового языка представляет собой, в некотором роде, историю человечества на примере одной семьи: способом реализации, весьма характерным для литературы постмодернизма, становится совмещение психоаналитических концепций и творчества Набокова, всячески отрицавшего учение Фрейда. Одним из результатов исследования становится обсуждение взаимодействия процесса написания художественного произведения и психоаналитического опыта, направленных на устранение психических и душевных несоответствий, созидание, становление личности.

Об авторе

Н. Ф. Щербак
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия
канд. филол. наук, доц.


Список литературы

1. Vickroy L. Trauma and Survival in Contemporary Fiction. Virginia: University of Virginia Press, 2002. 266 p.

2. Vickroy L. Reading Trauma Narratives. The contemporary novel and the psychology of oppression. Virginia: University of Virginia Press, 2015. 216 p.

3. Horvitz D. M. Literary Trauma: Sadism, Memory, and Sexual Violence in American Women’s Fiction. Albany: State University of New York Press, 2000. 169 p.

4. Freud S. Introductory Lectures on Psycho-analysis (1916-1917). London: The Hogarth Press, 1963. 256 p.

5. Krystal H. Trauma and affects. Psychoanalytic Study of the Child, 1978. No. 33. P. 81−116.

6. Перова А. Е. Локальные нарративы «новой катастрофы»: кейсстади аварии на АЭС Фукусима−1 в Японии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017. № 11. C. 166−172.

7. Мороз О., Суверина Е. Trauma studies: История, репрезентация, свидетель // Новое литературное обозрение. М. 2014. № 1. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2014/125/8m-pr.html (дата обращения: 30.03.2014).

8. Смирнов И. П. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. Москва: Новое литературное обозрение, 1994. 351 с.

9. Аверин Б. Набоков и набоковиана // Набоков: pro et contra: в 2 т. / под ред. Б. В. Аверина. СПб.: РХГИ, 1997. Т. 1. С. 851−867.

10. Курганов Е. Лолита и Ада. СПб.: Изд-во журнала «Звезда». 2001. 176 с.

11. Джонсон Б. Д. Лабиринт инцеста в «Аде» Набокова // Набоков: pro et contra: в 2 т. / под ред. Б. В. Аверина. СПб.: РХГИ, 1997. Т. 1. C. 395−428.

12. Nabokov V. Ada or Ardor: A family Chronicle. London: Penguin Books. 1969. 461 p. 13. Boyd B.V. Nabokov. The Russian years. London: Chatto and Windus, 1990. 582 p.

13. Иванов А. Обреченный лидер обреченной партии. URL: http:// ruskline.ru/history/2016/04/26/obrechennyj_lider_obrechennoj_partii/ (дата обращения: 02.03.2019).

14. П. А. Флоренский и культура его времени / под ред. М. Хагемайстера и Н. Каухчишвили. Marburg: Blaue Horner Verlag, 1995. 526 с.


Для цитирования:


Щербак Н.Ф. РОМАН ВЛАДИМИРА НАБОКОВА «АДА ИЛИ РАДОСТИ СТРАСТИ. СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА»: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, ИСТОРИЧЕСКИЙ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019;(3):252-265.

For citation:


Scherbak N.F. “ADA OR ARDOUR, A FAMILY CHRONICLE” BY VLADIMIR NABOKOV: PSYCHOLOGICAL, HISTORICAL, CULTURAL CONTEXT. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2019;(3):252-265. (In Russ.)

Просмотров: 85


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)