Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

«ДЛЯ ПЛЯСКИ ДОЛЖЕН БЫТЬ КУРАЖ!» — СОЛЬНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ МУЖСКАЯ ПЛЯСКА ГЕННАДИЯ НИКОЛАЕВИЧА КОПЫЛЬЦОВА ИЗ ДЕРЕВНИ ШАБАНОВА ГОРА ЧЕРЕПОВЕЦКОГО РАЙОНА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

Изучение традиций народной хореографии, ее подлинных форм, особенно наследия отдельных наиболее ярких носителей деревенской плясовой культуры, в настоящее время относится к числу актуальных вопросов, поскольку в последние десятилетия был накоплен значительный объем видеоматериалов, так и не введенный в научный оборот и творческую практику в полной мере. В настоящей статье выявляются стилевые особенности традиционной мужской сольной пляски Геннадия Николаевича Копыльцова, владеющего череповецкой музыкально-хореографической традицией. На основе комментариев народного исполнителя характеризуется контекст бытования сольной мужской хореографии, отмечены принципы освоения пляски в народной культуре. Представленные сведения сопоставляются с более ранними этнографическими описаниями. В ходе анализа экспедиционных материалов и записей этнографических концертов установлены закономерности композиции сольной пляски, особенности плясовой лексики исполнителя.

Об авторах

Е. C. Редькова
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Россия
канд. искусствоведения


Е. К. Филатенкова
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия
магистрант 2 курса направления подготовки 53.04.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство»


Список литературы

1. Владыкина-Бачинская Н. М. Русские хороводы и хороводные песни: научно-популярный очерк. М.; Л.: Музгиз, 1951. 112 с.

2. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии / общ. ред. и послесл. М. Левина. М.: Искусство, 1964. 368 с.

3. Климов А. А. Основы русского народного танца: учебник для студентов хореографических отделений институтов культуры, балетмейстерских факультетов театральных институтов и учащихся хореографических училищ. М.: Искусство, 1981. 270 с.

4. Королева Э. А. Ранние формы танца / отв. ред. М. Я. Лившиц; АН МССР, Отд. этнографии и искусствоведения. Кишинев: Штиинца, 1977. 215 с.

5. Руднева А. В. Курские танки и карагоды: Таночные и карагодные песни и инструм. танцевальные пьесы. М.: Сов. композитор, 1975. 309 с.

6. Ткаченко Т. С. Народные танцы: болгарские, венгерские, немецкие, польские, румынские, сербские и хорватские, чешские и словацкие: учеб. пос. для высш. и сред. учеб. заведений искусства и культуры. М.: Искусство, 1975. 351 с.

7. Яницкая М. Д. Методика собирания и записи танцевального фольклора. М.: ВНМЦ народного творчества и культ.-просвет. работы, 1981. 44 с.

8. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. 511 с.

9. Архив семейн. клуба «Основа». ВФ № 01–07.

10. Архив семейн. клуба «Основа». ВФ № 01–08.

11. Архив МЦТНК с. Воскресенское. ВФ 1–68 № 06–12.

12. Архив МЦТНК с. Воскресенское. АФ 1 № 300–03.

13. Наследники. Специальный репортаж/ Москва, 2013. URL: https:// www.rline.tv/programs/spetsialnyy-reportazh/video-2133/?sphrase_ id=185642 (дата обращения: 01.07.2019).

14. Архив семейн. клуба «Основа». ВФ № 12–03.

15. Архив МЦТНК с. Воскресенское. ВФ 1–68 № 06–20.

16. Архив МЦТНК с. Воскресенское. ВФ 1–68 № 06–21.

17. Мехнецов А. М. Архаические формы русской хореографии // Народная традиционная культура: статьи и материалы. К 150-летию Санкт-Петербургской консерватории / сост. Е. А. Валевская, К. А. Мехнецова; вст. ст. Г. В. Лобковой. СПб.: Нестор-История, 2014. С. 91–95.

18. Морозов И. А. Круг игры: Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX–XX вв.) / И. А. Морозов, И. С. Слепцова. М.: ИНДРИК, 2004. 920 с.

19. Архив семейн. клуба «Основа». ВФ № 14–10.

20. Архив семейн. клуба «Основа». ВФ № 12–04, 13–06.

21. Архив семейн. клуба «Основа». ВФ № 04–16.

22. Архив семейн. клуба «Основа». ВФ № 16–18, 19.

23. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. Т. 7. Новгородская губерния. Ч. 3. Череповецкий уезд / сост. Т. А. Зимина, О. Н. Фонякова. СПб.: Навигатор, 2009. 567 с.

24. Архив семейн. клуба «Основа». ВФ № 07–28.

25. Архив МЦТНК с. Воскресенское. ВФ 1–68 № 08–29.

26. Народный танец. Проблемы изучения: сб. науч. трудов / сост. и отв. ред. А. А. Соколов-Каминский. СПб.: ВНИИИ, 1991. 235 с. (Серия «Фольклор и фольклористика»)

27. Архив семейн. клуба «Основа». ВФ № 07–29.

28. Архив семейн. клуба «Основа». ВФ № 10–32.

29. Архив семейн.клуба «Основа». ВФ № 06–26.

30. Мехнецов А. А. Кирилловская гармонь-хромка в традиционной культуре Белозерья / науч. ред. И. С. Попова. Вологда: Вологодский обл. науч.-метод. центр культуры и повышения квалификации, 2005. 274 с.

31. Шилин А. И. Традиция мужского исполнительства в русской народной хореографии // Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре / сост. И. А. Морозов, отв. ред. С. П. Бушкевич. М.: Лабиринт, 2001. С. 177–183.


Рецензия

Для цитирования:


Редькова Е.C., Филатенкова Е.К. «ДЛЯ ПЛЯСКИ ДОЛЖЕН БЫТЬ КУРАЖ!» — СОЛЬНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ МУЖСКАЯ ПЛЯСКА ГЕННАДИЯ НИКОЛАЕВИЧА КОПЫЛЬЦОВА ИЗ ДЕРЕВНИ ШАБАНОВА ГОРА ЧЕРЕПОВЕЦКОГО РАЙОНА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019;(3):43-63.

For citation:


Redkova E.S., Filatenkova E.K. “FOR DANCING THE SPIRIT IS NECESSARY!” — SOLO TRADITIONAL MEN’S DANCING OF GENNADY NIKOLAEVICH KOPYLTSOV FROM VILLAGE SHABANOVA GORA OF THE CHEREPOVETS DISTRICTS OF THE VOLOGDA REGIO. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2019;(3):43-63. (In Russ.)

Просмотров: 531


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)