Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

«ДЛЯ ПЛЯСКИ ДОЛЖЕН БЫТЬ КУРАЖ!» — СОЛЬНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ МУЖСКАЯ ПЛЯСКА ГЕННАДИЯ НИКОЛАЕВИЧА КОПЫЛЬЦОВА ИЗ ДЕРЕВНИ ШАБАНОВА ГОРА ЧЕРЕПОВЕЦКОГО РАЙОНА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Полный текст:

Аннотация

Изучение традиций народной хореографии, ее подлинных форм, особенно наследия отдельных наиболее ярких носителей деревенской плясовой культуры, в настоящее время относится к числу актуальных вопросов, поскольку в последние десятилетия был накоплен значительный объем видеоматериалов, так и не введенный в научный оборот и творческую практику в полной мере. В настоящей статье выявляются стилевые особенности традиционной мужской сольной пляски Геннадия Николаевича Копыльцова, владеющего череповецкой музыкально-хореографической традицией. На основе комментариев народного исполнителя характеризуется контекст бытования сольной мужской хореографии, отмечены принципы освоения пляски в народной культуре. Представленные сведения сопоставляются с более ранними этнографическими описаниями. В ходе анализа экспедиционных материалов и записей этнографических концертов установлены закономерности композиции сольной пляски, особенности плясовой лексики исполнителя.

Об авторах

Е. C. Редькова
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Россия
канд. искусствоведения


Е. К. Филатенкова
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия
магистрант 2 курса направления подготовки 53.04.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство»


Список литературы

1. Владыкина-Бачинская Н. М. Русские хороводы и хороводные песни: научно-популярный очерк. М.; Л.: Музгиз, 1951. 112 с.

2. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии / общ. ред. и послесл. М. Левина. М.: Искусство, 1964. 368 с.

3. Климов А. А. Основы русского народного танца: учебник для студентов хореографических отделений институтов культуры, балетмейстерских факультетов театральных институтов и учащихся хореографических училищ. М.: Искусство, 1981. 270 с.

4. Королева Э. А. Ранние формы танца / отв. ред. М. Я. Лившиц; АН МССР, Отд. этнографии и искусствоведения. Кишинев: Штиинца, 1977. 215 с.

5. Руднева А. В. Курские танки и карагоды: Таночные и карагодные песни и инструм. танцевальные пьесы. М.: Сов. композитор, 1975. 309 с.

6. Ткаченко Т. С. Народные танцы: болгарские, венгерские, немецкие, польские, румынские, сербские и хорватские, чешские и словацкие: учеб. пос. для высш. и сред. учеб. заведений искусства и культуры. М.: Искусство, 1975. 351 с.

7. Яницкая М. Д. Методика собирания и записи танцевального фольклора. М.: ВНМЦ народного творчества и культ.-просвет. работы, 1981. 44 с.

8. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. 511 с.

9. Архив семейн. клуба «Основа». ВФ № 01–07.

10. Архив семейн. клуба «Основа». ВФ № 01–08.

11. Архив МЦТНК с. Воскресенское. ВФ 1–68 № 06–12.

12. Архив МЦТНК с. Воскресенское. АФ 1 № 300–03.

13. Наследники. Специальный репортаж/ Москва, 2013. URL: https:// www.rline.tv/programs/spetsialnyy-reportazh/video-2133/?sphrase_ id=185642 (дата обращения: 01.07.2019).

14. Архив семейн. клуба «Основа». ВФ № 12–03.

15. Архив МЦТНК с. Воскресенское. ВФ 1–68 № 06–20.

16. Архив МЦТНК с. Воскресенское. ВФ 1–68 № 06–21.

17. Мехнецов А. М. Архаические формы русской хореографии // Народная традиционная культура: статьи и материалы. К 150-летию Санкт-Петербургской консерватории / сост. Е. А. Валевская, К. А. Мехнецова; вст. ст. Г. В. Лобковой. СПб.: Нестор-История, 2014. С. 91–95.

18. Морозов И. А. Круг игры: Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX–XX вв.) / И. А. Морозов, И. С. Слепцова. М.: ИНДРИК, 2004. 920 с.

19. Архив семейн. клуба «Основа». ВФ № 14–10.

20. Архив семейн. клуба «Основа». ВФ № 12–04, 13–06.

21. Архив семейн. клуба «Основа». ВФ № 04–16.

22. Архив семейн. клуба «Основа». ВФ № 16–18, 19.

23. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. Т. 7. Новгородская губерния. Ч. 3. Череповецкий уезд / сост. Т. А. Зимина, О. Н. Фонякова. СПб.: Навигатор, 2009. 567 с.

24. Архив семейн. клуба «Основа». ВФ № 07–28.

25. Архив МЦТНК с. Воскресенское. ВФ 1–68 № 08–29.

26. Народный танец. Проблемы изучения: сб. науч. трудов / сост. и отв. ред. А. А. Соколов-Каминский. СПб.: ВНИИИ, 1991. 235 с. (Серия «Фольклор и фольклористика»)

27. Архив семейн. клуба «Основа». ВФ № 07–29.

28. Архив семейн. клуба «Основа». ВФ № 10–32.

29. Архив семейн.клуба «Основа». ВФ № 06–26.

30. Мехнецов А. А. Кирилловская гармонь-хромка в традиционной культуре Белозерья / науч. ред. И. С. Попова. Вологда: Вологодский обл. науч.-метод. центр культуры и повышения квалификации, 2005. 274 с.

31. Шилин А. И. Традиция мужского исполнительства в русской народной хореографии // Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре / сост. И. А. Морозов, отв. ред. С. П. Бушкевич. М.: Лабиринт, 2001. С. 177–183.


Для цитирования:


Редькова Е.C., Филатенкова Е.К. «ДЛЯ ПЛЯСКИ ДОЛЖЕН БЫТЬ КУРАЖ!» — СОЛЬНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ МУЖСКАЯ ПЛЯСКА ГЕННАДИЯ НИКОЛАЕВИЧА КОПЫЛЬЦОВА ИЗ ДЕРЕВНИ ШАБАНОВА ГОРА ЧЕРЕПОВЕЦКОГО РАЙОНА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019;(3):43-63.

For citation:


Redkova E.S., Filatenkova E.K. “FOR DANCING THE SPIRIT IS NECESSARY!” — SOLO TRADITIONAL MEN’S DANCING OF GENNADY NIKOLAEVICH KOPYLTSOV FROM VILLAGE SHABANOVA GORA OF THE CHEREPOVETS DISTRICTS OF THE VOLOGDA REGIO. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2019;(3):43-63. (In Russ.)

Просмотров: 31


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)