Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

ГНОСТИЧЕСКИЕ ТОПОСЫ В ЛИТЕРАТУРЕ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается проявление гностических топосов в культуре немецкого романтизма, в частности, в теории и художественной практике йенских романтиков, которые сформировали мистическое понимание искусства, породившее преклонение перед художником-творцом, поэтом-спасителем, призванным одухотворить несовершенное и привнести в земное бытие Царство Божие. Автор доказывает, что гностические топосы оформились в результате усвоения европейской культурой идей и образов гностицизма, которые продолжили свое существование внутри европейской, в частности, германской культуры и, в ходе усвоения индивидуальным творческим сознанием, актуализировали тот смысл, который резонировал с мировоззренческой концепцией конкретной культурной эпохи. Переосмысление гностических топосов в творчестве немецких романтиков выразилось в особом учении о героическом, а также идее отпадения мира, приобретшей социально-нравственный смысл оппозиции материального и духовного; в построенном с помощью индивидуализированного знания-откровения (гнозиса) двоемирии божественного и человеческого; в понимании поэзии как тайного знания и пр. Подробно рассматривается отражение гностических топосов в произведениях Новалиса.

Об авторе

Е. К. Сельченок
Белорусский государственный университет
Беларусь

ул. Курчатова, д. 5, Минск, 220108



Список литературы

1. Сельченок Е. К. Трансформация идей гностицизма в европейской культуре // Актуальные проблемы гуманитарного образования: материалы V Междунар. науч. — практ. конф., Минск, 18–19 окт. 2018 г. / отв. ред. О. А. Воробьёва. Минск: БГУ, 2018. С. 474–484.

2. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: AXIOMA, 1996. 232 с.

3. Козловски П. Философские эпопеи. Об универсальных синтезах метафизики, поэзии и мифологии в гегельянстве, гностицизме и романтизме // Вопросы философии. 2000. № 4. С. 37–52.

4. Ростова Н. Н. Шлейермахер как предтеча феномена смерти Бога в теологии // Философия хозяйства. 2015. № 4. С. 143– 150.

5. Новалис. Фрагменты // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: МГУ, 1980. С. 94–108

6. Милюгина Е.Г. Дуализм эстетического сознания романтиков // Романтизм: вопросы эстетики и художественной практики. Сборник научных трудов. Тверь, 1992. С. 125–132.

7. Шульц Г. Новалис, сам свидетельствующий о себе и своей жизни. Челябинск: Урал, 1998. 324 с.

8. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л.: Худож. лит, 1973. 568 с.

9. Новалис. Гимны к ночи. М.: Энигма, 1996. 192 с.

10. Христианство и Европа // Новалис. Гимны к ночи. М.: Энигма, 1996. С. 156–188.

11. Корнилова Е. Н. Поэтика мифа в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген» [Электронный ресурс] URL: http://journ1–2worldlit.com/node/54. (дата обращения: 14.12.2018).

12. Психология нацизма. Вотан // Юнг К. Г. О современных мифах. М.: Практика, 1994. С. 213–251.

13. Дугин А. Г. Ноомахия: войны ума. Германский Логос. Человек апофатический. М.: Академ. проект, 2015. 639 с.


Для цитирования:


Сельченок Е.К. ГНОСТИЧЕСКИЕ ТОПОСЫ В ЛИТЕРАТУРЕ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019;(2):165-179.

For citation:


Selchenok H.К. GNOSTIC TOPOS IN THE LITERATURE OF GERMAN ROMANTICISM. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2019;(2):165-179. (In Russ.)

Просмотров: 31


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)