ДЕТСКИЙ БАЛЕТ «АИСТЕНОК» (1937) В ФАРФОРОВОЙ ПЛАСТИКЕ МАЛЫХ ФОРМ

Полный текст:


Аннотация

В центре внимания авторов статьи — проблемы представления образов балета в пространстве советской повседневной культуры. На основе анализа фарфоровых статуэток «Балерина Аист» и «Балерина Кошка», выполненных скульптором Микаэлом Аваковичем Интизарьяном (1910–1992) в художественной лаборатории Дмитровского фарфорового завода (Вербилки) и выпускавшихся в 1950-е годы, представлена проблема апроприации образов детского балета «Аистенок» в искусстве интерьерной мелкой пластики. В статье дается характеристика трех традиций представления образов советского балета в фарфоре: создания произведений, представляющих мир балета в целом, создание образов известных балерин, исполняющих балетные партии, и обращение к образам балетов, которые ставились на сценах советских театров, но без создания портретных образов танцовщиков. Фарфоровая пара «Балерина Аист» и «Балерина Кошка» представляет третью традицию, имеющую ряд откликов в истории советского фарфора 1950–1960-х годов.


Об авторах

О. С. Сапанжа
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Россия

Доктор культурологии

наб. Мойки, д. 48, Санкт-Петербург, 191186



Н. А. Баландина
Музей «XX лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945–1965 гг.»
Россия

ул. 4-я линия Васильевского острова, д. 19, Санкт-Петербург, 199004



Список литературы

1. Сапанжа О. С., Баландина Н. А. Ранние балеты И. Ф. Стравинского «Жар-птица» и «Петрушка» в советском фарфоре: развитие художественных образов. // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 1 (54). С. 69–78.

2. Советский балет в творчестве Е. А. Янсон-Манизер / Сост. В. В. Стрекалов. Л.: Художник РСФСР, 1965. 130 с.

3. Насонова И. С., Насонов С. М. Советский фарфор: каталог. М.: Среди коллекционеров, 2010. 364 с.

4. Орлов, И. Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. М.: Изд-во Высшей школы экономики, 2010. 317 с.

5. Сапанжа О. С., Баландина Н. А. Послевоенный жилой интерьер Ленинграда как феномен культуры // Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика. Материалы I Международной научной конференции. СПб.: СПбГУТД, 2016. С. 3–10.

6. Крюкова И. А. Некоторые проблемы современной скульптуры малых форм // Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. М.: Советский художник, 1973. С. 185–211.

7. Иванова Е. В. Развитие фарфоровой пластики в 1950–1960-е гг. в творчестве ленинградского художника-фарфориста А. А. Киселева // Культура и искусство. 2018. № 5. С. 34–40.

8. Сапанжа О. С., Баландина Н. А. Балет «Красный мак» в пространстве советской повседневной культуры. // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2017. № 1 (48). С. 33–39.

9. Рыжкова А. С. Балетный спектакль для детей на сцене Большого театра в постановках Московского хореографического училища периода 1930–1960-х годов: эстетика, художественные средства, техника исполнения: Дис. … канд. искусствоведения. М. 2014.

10. Слонимский Ю. И. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра. М. — Л.: Искусство, 1950. 368 с.

11. Старцева О. Е. Атрибуция советского фарфора первой половины ХХ века в музееведении // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 3 (20). С. 162–166.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Сапанжа О.С., Баландина Н.А. ДЕТСКИЙ БАЛЕТ «АИСТЕНОК» (1937) В ФАРФОРОВОЙ ПЛАСТИКЕ МАЛЫХ ФОРМ. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019;(2):114-127.

For citation: Sapanzha O.S., Balandina N.A. «STORK» BALLET FOR CHILDREN (1937) IN PORCELAIN SMALL FORMS. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2019;(2):114-127. (In Russ.)

Просмотров: 24

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)