СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО АВЕТА ТЕРТЕРЯНА В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ПОСТМОДЕРНА
Аннотация
В работе кратко рассматривается историческая и семантическая специфика двух периодов отечественного музыкального постмодерна ХХ века: 1930–50-х и 1960–80-х годов.
В контексте критических и духовно-созидательных задач эпохи 1960–80-х годов анализируется специфика содержания симфоний А. Тертеряна, вобравших традиции Востока и Запада. Впервые с позиций интертекстуальности рассматривается символика «волновых» форм музыкальной сонорики, восходящей к древнейшей корням восточной культуры — декоративно-символическому творчеству. Применение нового подхода позволяет точнее расшифровать «космософские» (Г. Гачев) замыслы симфоний.
Теоретической базой исследования послужили отечественные и зарубежные теории постмодернизма, интертекстуальности, семиотики, разрабатываемые в различных видах искусства (литературе, живописи, декоративном искусстве, музыке).
Об авторе
Л. A. ПтушкоРоссия
канд. искусствоведения, проф.
Список литературы
1. Эпштейн М. Прото, — или Конец постмодернизма // Знамя.1996. № 3. С. 196–209.
2. Левая Т. Советская музыка: диалог десятилетий //Советская музыка 70–80- годов: Стиль и стилнвые диалоги / Отв. ред. В. Б. Валькова. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1986. 198 с.
3. Рожновский В. Proto… Intra… Meta // Музыкальная академия. 1993, № 2. С. 45.
4. Птушко Л. «На пути к постмодерну: метоморфозы комического в творчестве Д. Шостаковича» // Искусство ХХ века. Парадоксы смеховой культуры: Сб. ст. Нижний Новгород: ННГК им. М. И. Глинки, 2001. 293 с.
5. Барский В. Лирические отступления с комментариями или тот самый Екимовский // Музыка из бывшего СССР: Сб. ст. М.: Композитор 1994. Т. 1. С. 241–256.
6. Тарнопольский В. Когда время выходит из берегов // Музыкальная академия. 2000. № 2. С. 17.
7. Акопян Л. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М.: Практика, 1995. 256 с.
8. Птушко Л. Стиль симфоний Авета Тертеряна. Нижний Новгород: ННГК им. Глинки, 2008. 213 с.
9. Тертерян А. Беседы, исследования, высказывания. Ереван: Хорурдаин Грох, 1989. 243 с.
10. Муриан И. Декоративная основа дальневосточной живописи тушью //Художественный образ и декоративность в искусстве Азии и Африки. М.: Наука, 1969. С. 30–78.
11. Степанян И. Истоки тенденций в армянской живописи наших дней // Армянское искусство на современном этапе. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1987. 312 с.
12. Василий Кандинский. О духовном в искусстве / пер.: А. Лисовский, предисл.: Н. Кандинская. Нью-Йорк:, Международное литературное содружество, 1967. 218 с. (Wassilij Kandinsky. Über das Geistige in der kunst. Bern, Benteli, 1952)
13. Орлова Е. В. «Динамичная статика» как черта образно-драматургического содержания (на примерах из произведений композиторов Закавказья) // Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке: Сб. ст. М.: МГК, 1980. 212 с.
Рецензия
Для цитирования:
Птушко Л.A. СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО АВЕТА ТЕРТЕРЯНА В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ПОСТМОДЕРНА. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019;(1):229-244.
For citation:
Ptushko L.A. SYMPHONIC CREATIONS BY AVET TERTERYAN IN THE CONTEXT OF THE NATIVE MUSICAL POSTMODERNISM. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2019;(1):229-244. (In Russ.)