Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО АВЕТА ТЕРТЕРЯНА В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ПОСТМОДЕРНА

Аннотация

В работе кратко рассматривается историческая и семантическая специфика двух периодов отечественного музыкального постмодерна ХХ века: 1930–50-х и 1960–80-х годов.
В контексте критических и духовно-созидательных задач эпохи 1960–80-х годов анализируется специфика содержания симфоний А. Тертеряна, вобравших традиции Востока и Запада. Впервые с позиций интертекстуальности рассматривается символика «волновых» форм музыкальной сонорики, восходящей к древнейшей корням восточной культуры — декоративно-символическому творчеству. Применение нового подхода позволяет точнее расшифровать «космософские» (Г. Гачев) замыслы симфоний.
Теоретической базой исследования послужили отечественные и зарубежные теории постмодернизма, интертекстуальности, семиотики, разрабатываемые в различных видах искусства (литературе, живописи, декоративном искусстве, музыке).

Об авторе

Л. A. Птушко
Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки, ул. Пискунова, д. 40, Нижний Новгород, 603000
Россия
канд. искусствоведения, проф.


Список литературы

1. Эпштейн М. Прото, — или Конец постмодернизма // Знамя.1996. № 3. С. 196–209.

2. Левая Т. Советская музыка: диалог десятилетий //Советская музыка 70–80- годов: Стиль и стилнвые диалоги / Отв. ред. В. Б. Валькова. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1986. 198 с.

3. Рожновский В. Proto… Intra… Meta // Музыкальная академия. 1993, № 2. С. 45.

4. Птушко Л. «На пути к постмодерну: метоморфозы комического в творчестве Д. Шостаковича» // Искусство ХХ века. Парадоксы смеховой культуры: Сб. ст. Нижний Новгород: ННГК им. М. И. Глинки, 2001. 293 с.

5. Барский В. Лирические отступления с комментариями или тот самый Екимовский // Музыка из бывшего СССР: Сб. ст. М.: Композитор 1994. Т. 1. С. 241–256.

6. Тарнопольский В. Когда время выходит из берегов // Музыкальная академия. 2000. № 2. С. 17.

7. Акопян Л. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М.: Практика, 1995. 256 с.

8. Птушко Л. Стиль симфоний Авета Тертеряна. Нижний Новгород: ННГК им. Глинки, 2008. 213 с.

9. Тертерян А. Беседы, исследования, высказывания. Ереван: Хорурдаин Грох, 1989. 243 с.

10. Муриан И. Декоративная основа дальневосточной живописи тушью //Художественный образ и декоративность в искусстве Азии и Африки. М.: Наука, 1969. С. 30–78.

11. Степанян И. Истоки тенденций в армянской живописи наших дней // Армянское искусство на современном этапе. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1987. 312 с.

12. Василий Кандинский. О духовном в искусстве / пер.: А. Лисовский, предисл.: Н. Кандинская. Нью-Йорк:, Международное литературное содружество, 1967. 218 с. (Wassilij Kandinsky. Über das Geistige in der kunst. Bern, Benteli, 1952)

13. Орлова Е. В. «Динамичная статика» как черта образно-драматургического содержания (на примерах из произведений композиторов Закавказья) // Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке: Сб. ст. М.: МГК, 1980. 212 с.


Рецензия

Для цитирования:


Птушко Л.A. СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО АВЕТА ТЕРТЕРЯНА В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ПОСТМОДЕРНА. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019;(1):229-244.

For citation:


Ptushko L.A. SYMPHONIC CREATIONS BY AVET TERTERYAN IN THE CONTEXT OF THE NATIVE MUSICAL POSTMODERNISM. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2019;(1):229-244. (In Russ.)

Просмотров: 232


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)