ПРИМА-БАЛЕРИНА СПУСКАЕТСЯ В ПОДВАЛ: «ВЕЧЕР ТАНЦЕВ XVIII ВЕКА» ТАМАРЫ КАРСАВИНОЙ В «БРОДЯЧЕЙ СОБАКЕ»
https://doi.org/10.26294/ARB.2019.60.29175
Аннотация
Своей известностью «Вечер танцев XVIII века» Т. П. Карсавиной обязан в первую очередь сборнику, изданному «Бродячей собакой» к этому вечеру. В данной статье на основе источниковедческого анализа широкого круга документов уточнена история этого события, освещен его культурный контекст и особенно музыкальная составляющая, исправлены некоторые ошибки, допущенные авторами воспоминаний и публикаций о нем. В выводах дана оценка «Вечера танцев» как явления уникального и вместе с тем характерного для культуры «Серебряного века» с присущим ей интересом к художественному наследию, в том числе — к старинной музыке. Среди иллюстраций к статье впервые публикуются два эскиза костюма Карсавиной работы С.Ю. Судейкина.
Об авторе
В. A. ШекаловРоссия
д-р искусствоведения, проф.
Список литературы
1. Шульц С.С., Склярский В.А. Бродячая собака: Век нынешний — век минувший. СПб.: Белое и черное, 2003. 195 с.
2. Парнис А.Е., Тименчик Р.Д. Программы «Бродячей собаки» // Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник 1983. Л.: Наука, 1985. С. 160–257.
3. Тамаре Платоновне Карсавиной «Бродячая собака» 26 марта 1914 г. СПб.: Подвал Бродячей собаки, 1914. 21 с.
4. Кузнецова О. А. «Вечер танцев XVIII века» Тамары Платоновны Карсавиной // Вестник Академии Русского балета. 2014. № 1–2 (31). С. 153–164.
5. Хализева М. Театр в русской поэзии // Экран и сцена. 2006. Апр. (№ 9–10). С. 8–10.
6. Дунаева Н. Л. Тамара Карсавина — «La Rose de Russie» // Дунаева Н. Л. Из истории русского балета: Избранные сюжеты. СПб.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2010. С.211–218.
7. Обоймина Е. Н. «Вы Коломбина, Саломея…». Тамара Карсавина // Яблоко, протянутое Еве: биография коллективная / Е. Н. Обоймина, О. В. Татькова. М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. С. 61–66.
8. Красовская В. М. Русский балетный театр начала ХХ века. Танцовщики. 2-е изд., испр. СПб: Лань, Изд-во ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2009. 529 с.
9. Карсавина Т. П. Театральная улица: Воспоминания / Пер. с англ. Г. Гуляницкой, под ред. И. Ступникова; предисл. В. Красовской. Л.: Искусство, Ленингр. отд., 1971. 247 с.
10. Кузмин М. Дневник 1908–1915 / Предисл., подг. текста и коммент. Н. А. Богомолова и С. В. Шумихина. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2009. 864 с.
11. Красовская В. Балет сквозь литературу. Анна Ахматова // Петербургский театральный журнал. 1998. № 16. [Электронный ресурс]. URL: http://ptj.spb.ru/archive/16/the-petersburgprospect-16/balet-skvoz-literaturu/ (дата обращения: 01.10.2018).
12. Красовская В. Балет сквозь литературу. СПб.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2005. 421 с.
13. Петров Н. В. 50 и 500. М.: ВТО, 1960. 556 с.
14. Письма Т. П. Карсавиной В. Я. Светлову // Дунаева Н. Л. Из истории русского балета: Избранные сюжеты. СПб.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2010. С. 219–289.
15. Theatre Street. The Reminiscences of Tamara Karsavina. Revised Edition. New York: E. P. Dutton & Co, Inc., 1961. 307 p. [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/theatrestreetthe010053mbp (дата обращения: 01.10.2018).
16. Карсавина Т. П. Театральная улица. Воспоминания / пер. И. Э. Балод. М.: Центрполиграф, 2010. 317 с.
17. Тихвинская Л. И. Повседневная жизнь театральной богемы серебряного века: Кабаре и театр миниатюр в России: 1908– 1917. М.: Молодая гвардия, 2005. 527 с.
18. Шкловский В. Жили-были. Воспоминания. Мемуарные записи. М.: Сов. писатель, 1966. 552 с.
19. Шекалов В. А. Ванда Ландовская и возрождение клавесина. СПб.: Канон, 1999. 336 с.
20. Кузмин М. Дневник. 1905–1907 / предисл., подг. текста и коммент. Н. А. Богомолова и С. В. Шумихина. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2000. 606 с.
21. Деген А., Ступников И. Ленинградский балет. 1917–1987: Словарь справочник. Л.: Сов. композитор, 1988. 264 с.
22. Тименчик Р. Что вдруг. Статьи о русской литературе прошлого века. М.; Иерусалим: Мосты культуры; Гешарим, 2017. 776 с.
23. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания. Л.: Сов. писатель, 1989. 720 с.
24. Судейкин С. Ю. «Бродячая собака»: Воспоминания // Встречи с прошлым: сб. мат-лов Центр. гос. архива лит-ры и искусств СССР / отв. ред. Н. Б. Волкова. М.: Сов. Россия. Вып. 5. 1984. С. 185–194.
25. Зарплаты и цены до 1917 года // Военное обозрение. История [Электронный ресурс]. URL.: https://topwar.ru/32675-zarplaty-i-ceny-do-1917-goda.html (дата обращения: 01.10.2018).
26. Nolens. У Т. П. Карсавиной // Биржевые ведомости, веч. выпуск. 1914. № 14055. 15 марта.
27. П. П. [Потемкин П.]. Около театра. Записки фланера // День. 1914. № 80. 23 марта.
28. Волынский А. Танцы в «Спящей красавице» // Биржевые ведомости, веч. выпуск. 1914. № 14065, 21 марта.
29. Волынский А. Т. П. Карсавина. К сегодняшним ее танцам в «Бродячей собаке» // Биржевые ведомости, веч. выпуск. 1914. № 14075, 28 марта.
30. Зигфрид [Э. Старк]. Видение XVIII века // Петербургский курьер. 1914. № 69. 30 марта.
31. Весь Петербург на 1913 год: адресная и справочная книга г. С. — Петербурга /под ред. А. П. Шашковского. СПб.: издание т-ва А. С. Суворина «Новое время», 1913. 850 с.
32. Весь Петербург на 1914 год: адресная и справочная книга г. С. — Петербурга / под ред. А. П. Шашковского. СПб.: издание т-ва А. С. Суворина «Новое время», 1914. 906 с.
33. Весь Петроград на 1915 год: адресная и справочная книга г. Петрограда / под ред. А. П. Шашковского. Петроград: издание т-ва А. С. Суворина «Новое время», 1915. 884 с.
34. Весь Петроград на 1916 год: адресная и справочная книга г. Петрограда / под ред. А. П. Шашковского. Петроград: издание т-ва А. С. Суворина «Новое время», 1916. 924 с.
35. Весь Петроград на 1917 год: адресная и справочная книга г. Петрограда. Петроград: издание т-ва А. С. Суворина «Новое время», 1917. 930 с.
36. Материалы к биографическому словарю. Т. 1 (до 1940 г.). Словник / сост. проф. С.Г. Исаков [Электронный ресурс]. URL: estorussica.ut.ee/slovnik/Slovnik_1.doc (дата обращения: 01.10.2018).
37. Музыкальный календарь А. Габриловича: справочная и записная книжка на 1914 г. СПб.: Руслан, 1914. 346 с.
38. Вологодский дом Страхового общества. Хроника событий с 1906 по1918 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/nep/ein/vol/ogda/hronica/hronica.htm (дата обращения: 01.10.2018).
39. Бронфин Е. Ф. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия 1917–1922. Л.: Сов. композитор, 1984. 216 с.
40. BilstinY. // Baker’s Biographical dictionary of musicians. New York, G. Schirmer, inc., 1940. P. 108.
41. Бильстин Ю.Г. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 01.10.2018).
42. Гинзбург Л. История виолончельного искусства. Русская классическая виолончельная школа (1960–1917). М.: Музыка, 1965. Кн. 3. 617 с.
43. Программы концертов Ю. Бильдштейна. — ИРЛИ. Ф. 294 (архив Стасовых). Оп. 4. Ед. хр. 560. Л. 28–29; 38.
44. Морозова С. Г. Профессор металлургии Д. К. Чернов — скрипичных дел мастер // Вопросы истории естествознания и техники. 2002. № 2. [Электрон ный ресурс]. URL.: http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/JOURNAL/VIET/VIOLON.HTM ((дата обращения: 01.10.2018).
45. Семен Львович Гинзбург: 1901–1978: Статьи. Воспоминания. Материалы: К 100-летию со дня рождения / ред.-сост. Л. Белякаева-Казанская. СПБ.: Канон, 2001. 247 с.
46. Весь Петроград: Адресная и справочная книга г. Петрограда на 1922 г. / ред. А.И. Гессен и Я.Б. Лившиц. Пг.: Петроград, 1922. 960 стб.
47. Программы концертов Ансамбля старинной музыки. — Кабинет рукописей Российского института истории искусств. Ф. 4. Ед. хр. 201.
48. Шекалов В. А. Н. Ф. Финдейзен и возрождение старинной музыки: достижения и заблуждения // Современная культурология: научная школа профессора Л. М. Мосоловой. Учеб пос. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 423–437.
49. Финдейзен Н.Ф. Дневники. 1892–1901 / вступит. ст. М.Л. Космовской. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 428 с.
50. [б. п.]. Хроника. С. — Петербург. Концерты: Вечер старинной музыки в Обществе музыкальных педагогов // Русская музыкальная газета. 1902, № 4. Стб. 111–112.
51. Музыкально-исторический музей Государственной Академической филармонии. Краткий каталог музыкальных инструментов и их изображений / сост. К. П. Акимовой–Маловой, предисл. Н. Ф. Финдейзена. Л.: Гос. Акад. Филармония, 1927. 55 с.
52. Финдейзен Н.Ф. Дневники. 1909–1914 / вступит. ст. М.Л. Космовской. СПб.: Дмитрий Буланин, 2013. 376 с.
53. Брянцева В. Н. Французский клавесинизм. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. 378 с.
54. Мильштейн Я. Франсуа Куперен. Его время, творчество, трактат «Искусство игры на клавесине» // Куперен Ф. Искусство игры на клавесине / пер. с франц. О. А. Серовой-Хортик. М.: Музыка, 1973. С. 76–118.
55. Букет для Тамары Карсавиной. Памяти Тани Алешкевич / сост. и макет В. Киселев. М.: Композитор, 1996. 104 с.
Рецензия
Для цитирования:
Шекалов В.A. ПРИМА-БАЛЕРИНА СПУСКАЕТСЯ В ПОДВАЛ: «ВЕЧЕР ТАНЦЕВ XVIII ВЕКА» ТАМАРЫ КАРСАВИНОЙ В «БРОДЯЧЕЙ СОБАКЕ». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019;(1):79-110. https://doi.org/10.26294/ARB.2019.60.29175
For citation:
Shekalov V.A. PRIMA BALLERINA GOES DOWN TO THE BASEMENT: “EVENING OF THE DANCES OF THE XVIII CENTURY” BY TAMARA KARSAVINA IN “STRAY DOG”. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2019;(1):79-110. (In Russ.) https://doi.org/10.26294/ARB.2019.60.29175