ДВЕ «РАЙМОНДЫ»: ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ К. M. СЕРГЕЕВА И Ю. Н. ГРИГОРОВИЧА
Аннотация
В статье рассматриваются две главные советские редакции балета Петипа и Глазунова «Раймонда»: Константина Сергеева и Юрия Григоровича, дается их сравнительный анализ, делается вывод о том, что редакция Сергеева значительно ближе к замыслу Петипа, чем постановка Григоровича. Также автор представляет информацию о событиях 1993 года, приведших к появлению в репертуаре Мариинского театра сразу двух редакций рассматриваемого балета.
Об авторе
Б. А. ИлларионовРоссия
Кандидат искусствоведения
ул. Зодчего Росси, 2, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Красовская В. «Раймонда» // Вечерний Ленинград.—1948.— 7 мая. № 107 (734). — С. 3.
2. Гуковский М. «Раймонда» // Ленинградская правда.—1948.— 11 мая. № 110 (10061). — С. 3.
3. Барсова В. Высокое мастерство // Советское искусство.— 1949.— 10 апр. № 15 (1155). — С. 3.
4. Ванслов В. Верность традиции и новаторство // Советский балет. 1984. № 6. С. 6–12.
5. Раймонда. А. Глазунов [Буклет]. Балет в 3-х действиях. Либретто Л. Пашковой и М. Петипа в редакции Ю. Григоровича. М.: ГАБТ России, 1997. 16 с.
6. Иноземцева Г. Балет «Раймонда»: психологическая драма или рыцарский роман? // Балет. 2003. № 6. С. 26–27.
7. Слонимский Ю. «Раймонда» // Глазунов: Музыкальное наследие: Исследования, материалы, публикации, письма: в 2-х т. Л.: Музгиз, 1959. Т. 1. С. 377–503.
8. Асафьев Б. О балете. Статьи, рецензии, воспоминания. Л.: Музыка, 1974. 296 с.
9. Илларионов Б. Метаметафоры Петипа: «Раймонда» // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 5 (58). С. 40–53.
10. Григорович Ю. Беречь классическое наследие // За советское искусство. 1962. № 2 (523). С. 3.
11. Шадрина Н. В области балета // Культура.— 1992.— 14 нояб. № 25 (6854). — С. 9.
12. ОР РНБ. Ф. 1477.
13. Ваганова И. Творческое наследие Н.М. Дудинской и К. М. Сергеева в контексте развития советского балетного искусства: на материалах личного архива артистов: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.09. СПб, 2010. 203 с.
14. Ваганова И. Новые поступления материалов по истории театра в Отдел Рукописей Российской национальной библиотеки с 1994 г. по 2004 г. / Театр в книжной и электронной среде: доклады Шестых научных чтений «Театральная книга между прошлым и будущим» (Рос. гос. б-ка по искусству; сост. А. А. Колганова). М.: ФИАР-ПРЕСС, 2005. С. 77–88.
15. Красовская В. Превращения «Раймонды» // Мариинский театр. 1993. № 19–20. С. 3.
16. Розанова О. Волшебный замок мечты // Мариинский театр. 1994. № 4. С. 5.
17. Деген А. «Dona nobis pacem»… [Дайте нам мир] // Мариинский театр. 1994. № 4. С. 4.
18. [От редакции]. Новая «Раймонда»: два взгляда // Мариинский театр. 1994. № 4. С. 4–5.
19. Илларионов Б. Хроника балетного сезона. Обзор: февраль– март'99 // Мариинский театр. 1999. № 3–4. С. 9.
20. Мовшенсон А. К постановке балета «Раймонда». Письмо балетмейстеру К. М. Сергееву // За советское искусство. 1948. № 10 (269). С. 3.
21. Сергеев К. Письмо в редакцию // За советское искусство. 1948. № 11 (270). С. 4.
22. Розенфельд С. «Раймонда» // За советское искусство. 1948. № 12 (271). С. 2.
23. Обсуждение балетных спектаклей «Баядерка» и «Раймонда» // За советское искусство. 1948. № 12 (271). С. 4.
24. Vaganova I., Vaganova M. «En avant vers Petipa!»: L’héritage chorégraphique de Marius Petipa dans l’oeuvre des danseurs du Kirov Natalia Doudinskaïa et Konstantin Sergueïev / De la France a la Russie: Marius Petipa contexte, trajectoire, héritage. Edité par Pascale Melani // Slavica Occitania. Toulouse. 2016. No 43. P. 327–341.
Для цитирования:
Илларионов Б.А. ДВЕ «РАЙМОНДЫ»: ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ К. M. СЕРГЕЕВА И Ю. Н. ГРИГОРОВИЧА. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018;(6):6-22.
For citation:
Illarionov В.A. TWO VERSIONS OF RAYMONDA: CHOREOGRAPHIC VERSIONS BY K. M. SERGEEV AND YU. N. GRIGOROVICH. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2018;(6):6-22. (In Russ.)