ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ В МЕТОДИКЕ А. Я. ВАГАНОВОЙ (на примере изучения battement tendus)
Аннотация
В статье раскрывается важность координационных способностей для классического танца. Обосновывается актуальность введения понятия «хореографическая координация» как уникальной композиции отдельных специфических координационных способностей, таких как: способности к согласованию, ритму, ориентированию, произвольному сокращению и расслаблению мышц, равновесию и вестибулярной устойчивости. Дан подробный анализ развития координационных способностей в младших классах хореографического учебного заведения на примере изучения battement tendus. Выявлены принципы развития «хореографической координации», заложенные в методике А. Я. Вагановой. Обозначен принцип специфичности развития координационных способностей, заключающий в себе развитие указанных выше видов координации в выворотном положении, а также в сочетании с музыкой и артистизмом. Описаны принципы постепенности и поэтапности развития специфических координационных способностей. Выявлен принцип комбинаторности, означающий постепенное слияние в единое целое нескольких координационных способностей, входящих в понятие «хореографическая координация».
Ключевые слова
Об авторе
И. И. БадаеваРоссия
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023, Россия
Список литературы
1. Базарова Н. П., Мей В. П. Азбука классического танца. Первые три года обучения: учеб. пос. / под ред. Г. Т. Комлевой, А. А. Соколова-Каминского. СПб.: Лань; Планета музыки, 2016. 240 с.
2. Тарасов Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. СПб.: Лань; Планета музыки, 2016. 496 с.
3. Захаров Р. В. Слово о танце. М.: Молодая гвардия, 1977. 150 с.
4. Ваганова А. Я. Основы классического танца: уч. Л.: Искусство, 1980. 189 с.
5. Волынский А. Л. Книга ликований: Азбука классического танца / вступ. ст. и прим. В. Гаевского. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992. 117 с.
6. Лопухов Ф. В. Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера / ред. и вступ. ст. Ю. Слонимского. М.: Искусство, 1966. 367с.
7. Захаров Р. В. Искусство балетмейстера. М.: Искусство, 1954. 427 c.
8. Захаров Р. В. Записки балетмейстера. М.: Искусство, 1976. 351 с.
9. Базарова Н. П. Классический танец. Методика обучения в четвертом и пятом классах: уч. / ред. А. М. Нехенди. Л.: Искусство, 1975. 181 с.
10. Костровицкая В. С. Школа классического танца: уч./ под ред. А. С. Рулевой. Л.: Искусство, 1968. 262 с.
11. Карпенко Л. А., Винер И. А., Сивицкий В. А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой: учеб. пос. М. 2007. 76 с.
12. Силкин П. А. Особенности профессиональных данных абитуриентов, поступающих в хореографические учебные заведения в современных условиях // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2006. № 16. С. 81–100.
13. Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.
14. Блазис К. Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы. М.: Тип. Лазаревского ин-та вост. яз., 1864. 225 с.
15. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты – XXI век, 2004. 493 с.
16. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. 288 с.
17. Лях В. И. Сенситивные периоды развития координационных способностей у детей в школьном возрасте // Теория и практика физической культуры. 1990. № 3. С. 15-17.
18. Теория физической культуры и спорта: учеб. пос. / сост. В. М. Гелецкий. Красноярск: ИПК СФУ, 2008, 342 с.
19. Новерр Ж.-Ж. Письма о танце и балетах. Л.; М.: Искусство. 1965. 792с.
20. Перлина Е. В. Развитие хореографической координации у студентов в процессе обучения классическому танцу в вузе: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08. М.: МГУКИ, 2009. 201 с.
21. Классики хореографии / под ред. М. В. Борисоглебского; вступ. ст. Е. И. Чеснокова. Л.; M.: Искусство, 1937. 358с.
22. Классический танец: рабочая программа дисциплины по специальности 52.02.01 «Искусство балета» / отв. ред. Л. А. Меньшиков. СПб: Академия Рус. балета, 2017. 59 с.
23. Климов А. А. Основы русского народного танца: уч. М.: Изд-во Мос. гос. ун-та культ. и иск., 2004. 318 с.
24. Глушковский А. П. Воспоминания балетмейстера / вступ. ст. Ю. И. Слонимского. Л.; М.: Искусство, 1940. 247 с.
Рецензия
Для цитирования:
Бадаева И.И. ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ В МЕТОДИКЕ А. Я. ВАГАНОВОЙ (на примере изучения battement tendus). Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018;(5):135-151.
For citation:
Badayeva I.I. VAGANOVA’S PRINCIPLES OF THE DEVELOPMENT CHOREOGRAPHIC COORDINATION ABILITIES (on the example of battement tendus). Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2018;(5):135-151. (In Russ.)