О ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ РОЛИ ЦИТАТ В МУЗЫКЕ БАЛЕТОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА: «AIRS PARLANTS»
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению драматургической роли «говорящих» арий (англ. airs parlants, фр. eloquent airs) — особого приема цитирования, получившего распространение в европейских балетных партитурах конца XVIII – первой половины XIX века. Airs parlants (называемые также «музыкальными изречениями» (фр. proverbes musicaux)) представляли
собой небольшие фрагменты (фразы, мотивы) мелодий популярных арий и других вокальных жанров (сольных или хоровых эпизодов оперетт, песенок из театральных постановок, народных песен и т. д.), включаемых в музыкальный текст балета с целью усиления нарративной функции музыки, создания определенного драматургического эффекта.
Изучение вопроса о значении airs parlants осуществляется в русле исторического и интертекстуального методов исследования. Рассматриваются семантические значения и межтекстуальные свойства airs parlants, их роль в инициации композиторского интереса к разработке полистилистических средств музыкальной выразительности. Делается вывод об особом художественном значении указанного приема цитирования, позволяющего осуществлять подготовительную работу, состоящую в «тренировке» музыкальной памяти театральной аудитории, воспитании опыта слушательского восприятия в эпоху формирования музыкальной драматургии лейтмотивов.
Об авторе
Г. А. БезуглаяРоссия
канд. искусствоведения, доц.
ул. Зодчего Росси, 2, Санкт-Петербург, 191023, Россия
Список литературы
1. Smith M. Ballet and Opera in the Age of «Giselle». Princeton: Princeton University Press, 2000. 306 p.
2. Ertz M. Nineteenth-Century Italian ballet Music before National Unification: Sources, Style and Context: PhD dissertation. Oregon: University of Oregon Graduate School, 2010, 627 p. [Электронный ресурс]. URL. https://scholarsbank.uoregon.edu/xmlui/bitstream/handle/1794/11296/Ertz_Matilda_Ann_Butkas_phd2010su.pdf?sequence=1 (дата обращения: 30.06.2018).
3. Rothkamm J. Gattungsspezifisch komponiert? Französische und deutsche Musik zur Pantomime in Ballett, Oper und Schauspiel zwischen 1828 und 1841. - Hildesheim: Olms, 2009. S. 115 − 144. [Электронный ресурс]. URL. http://nbn-resolving.de/urn:nbn:de:bsz:14-qucosa-23589 (дата обращения 30.06.2018).
4. Kastil-Blaze M. Dictionnaire de musique moderne par M. Kastil-Blaze. Paris: Diuxienne Edition, 1821-1825, T. 2. 590 s. [Электронный ресурс]. URL. https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6530021d.texteImage (дата обращения: 29.06.2018).
5. Груцынова А. П. Романтический балет. М.: Мос. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2009. 96 с.
6. Psyché et L’Amour. Ballet, Héroi-Pantomime, de Composition de Monsieur Noverre, A Londres, Imprimé par H. Keynell, 21 Piccadilly, 1762, 16 s. [Электронный ресурс]. URL. https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k8506093.r=ballet%20noverre?rk=21459;2 (дата обращения: 28.06.2018).
7. Psyché. Ballet-Pantomime par M. Gardel: Repréfenté pour la premiere fois, fur le Théatre de l’Académie Royale de Musique, le 14 Décembre 1790, A Rouen, De l’Imprimerie de Montier-Dumesnil, rue Saint-Lo, 6. 1790. 31 s. [Электронный ресурс]. URL. https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k8413096/f1.image.r=ballet%20Gardel (дата обращения: 28.06.2018).
8. Новерр Ж. Письма о танце / пер. А. Гвоздевой, вст. ст. И. Соллертинский. Л: Academia, 1927. 316 с.
9. Guest I. The Romantic Ballet in Paris, Pitman, 1966. 314 p.
10. Stratton S. S. Nicolo Paganini: His Life and Work. London: The Strad office, New York: C. Scribner, 1907. 205 p.
11. Noce di Benevento. Ballo in Quattro atti, Milano, Teatro alla Scala, 1812: Dalla società tipografica de’ Classici Italiani, contrada del Cappuccio, Milano, 1812, 48 p. [Электронный ресурс]. URL. https://www.loc.gov/resource/musschatz.14055.0/?sp=25 (дата обращения: 30.06.2018).
12. ‘Il Noce di Benevento’ torna nel Sannio. Consegnato a Cimitile lo spartito originale dell’opera di SussmayrNTR24 L’informazione sull web. Di 21 Mag, 2012. [Электронный ресурс]. URL. http://www.ntr24.tv/2012/05/21/il-noce-di-benevento-torna-nelsannio-consegnato-a-cimitile-lo-spartito-originale-dellopera-di-sussmayr/ (дата обращения: 30.06.2018).
13. Celi C. Vigano Salvatore // International Encyclopedia of Dance / Ed. Selma Jeanne Cohen et al. Vol. 5. New York: Oxford University Press. Chapman, John. 1978, p. 337-339.
14. Глушковский А. П. Воспоминания балетмейстера / вст. ст. Ю. И. Слонимского. Л.;М.: Искусство, 1940. 248 с.
15. Свешникова А. Л. Творчество Артура Сен-Леона в Петербурге (1859-1869). Становление музыкально-хореографической структуры академического балета: дис. … канд. искусствоведения. 17.00.02. СПб. 1999. 228 с.
16. Безуглая Г. А. О «чужих» текстах в балетах Чайковского // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 3(56). С. 26-37.
Рецензия
Для цитирования:
Безуглая Г.А. О ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ РОЛИ ЦИТАТ В МУЗЫКЕ БАЛЕТОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА: «AIRS PARLANTS». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018;(5):6-17.
For citation:
Bezuglaia G.A. ON THE DRAMATIC ROLE OF QUOTATIONS IN BALLET MUSIC OF THE FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY: ‘AIRS PARLANTS’. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2018;(5):6-17. (In Russ.)