Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

«МЕДЛЕННОЕ», «ТИХОЕ», «ОТРЕШЕННОЕ» КАК МЕТАФОРЫ УТРАЧЕННОЙ И ОБРЕТАЕМОЙ АНИМЫ

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируются некоторые черты эстетической и поэтологической общности в разных видах искусства конца XX — начала XXI веков. Как выясняется, новые технологии в сфере видео-арта, в частности, прием замедленного действия (slow motion), имеют определенные точки пересечения с принципами организации звукового материала в композиторском и музыкально-исполнительском искусствах современности. На примерах видео-арта Билла Виолы, творчества Арво Пярта, Гии Канчели, Владимира Мартынова, а также Михаила Плетнева, Григория Соколова, Валерия Афанасьева, Кристофа Эшенбаха и др. прослеживаются феномены «медленного движения», «тихой музыки», «отрешенных звучаний» и других поэтологических принципов. В центре аналитического интереса автора связь творческих интенций с теорией архетипов Карла Густава Юнга. Архетип анимы ассоциируется с эллинскими представлениями о категории Души. «Утрата анимы» (Юнг) и попытка ее возвращения в художественный контекст трактуются как наиболее актуальные проблемы творческой современности.

Об авторе

В. П. Чинаев
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского.
Россия

  д-р искусствоведения.

ул. Большая Никитская, 13/6, Москва, 125009.



Список литературы

1. Плотин. О прекрасном // Плотин. Эннеады: в 2 т. Киев: УЦИММ-ПРЕСС, 1995. Т. 1. C. 16–41.

2. Юнг К. Г. Об отношении между «Я» и бессознательным // Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. М.: Академический Проект, 2007. С. 7–146.

3. Платон. Федр // Платон. Сочинения: в 3 т. М.: Мысль. 1970. Т. 2. С. 157–222.

4. Виола Б. Я не выбирал видеоарт, это он выбрал меня / Art Ukraine #3(28), 2012. URL: http://artukraine.com.ua/a/dnevnik-arsenale-bill-viola--ya-ne-vybiral-videoarteto-on-vybral-menya/#.Wf5HD9Vl_b0 (дата обращения: 21.10.2017).

5. Rencontre avec Bill Violа / Grand Palais, 2014. URL: https://www.youtube.com/watch?v=CVEfLHY6-bc ; https://www.youtube.com/watch?v=OqSHK1PJK1g (дата обращения: 15.10.2017).

6. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К. Г. Архетип и символ. Сост. А. М. Руткевич. М.: Ренессанс, 1991. С. 95–128.

7. Viola B. The Transfigurations Series // In: Bill Viola. Cataloque de l’Exposition. Éditions de la Réunion des musées nationaux — Grand Palais, Paris, 2014. 178 p.

8. Bill Viola. Experience of the Infinite. Mat Films — Rmn — Grand Palais — TVF1178, 2013.

9. Мартынов В. И. 3она opus posth, или Рождение новой реальности. М.: КлассикаХХI, 2008. 288 c.

10. Bill Viola. Reasons for Knocking at an Empty House. Writings 1973–1994. Cambridge: MIT Press, 1995. 301 p.

11. Bill Viola. Cataloque de l’Exposition. Paris: Éditions de la Réunion des musées nationaux — Grand Palais. 2014. 178 p.

12. Мартынов В. Requiem: авторская аннотация. Long Arms Records CDIA 07023, Devotio Moderna, 2007. Б/с.

13. Мартынов В. Литания Пресвятой Деве Марии: авторская аннотация. Long Arms Records CDIA 03031 Devotio Moderna, 2003. Б/с.

14. Joerg G. J. Arvo Pärt — Cantique. Berlin: Sony Music Entertainment, LC06868. 2010. 27 p.

15. Мартынов В. И. Конец времени композиторов. М.: Музей Органической Культуры, 2016. 347 с.

16. Kancheli. Styx. Hamburg: Universal Music Company, DGG, LC0173. 2002. 39 p.

17. Чередниченко Т. Об авторе: послесловие // Мартынов В. И. Конец времени композиторов. М.: Русский путь, 2002. С. 275–293.

18. Токун Е. А. Арво Пярт. Tintinnabuli: техника и стиль: канд. диссертация. М.: Мос. консерватория, 2012. 272 с.

19. Early Music of 3rd Millenium.Tallinn: EPR 4611, 2013. 18 p.

20. Pletnev plays Schumann. Hamburg; DGG, 474 813-2. 2004.

21. Mikhail Pletnev plays Chopin Preludes, op. 28 — video 2004. URL: https://www.youtube.com/watch?v=3OChLbrjTm0 (дата обращения: 20.09.2017).

22. Chopin Pletnev. Hamburg; DGG, DG 5300. 1997.

23. Grigory Sokolov — Live in Roma 2017 — Mozart, Beethoven, Schubert, Chopin, Rameau, Schumann. URL: https://www.youtube.com/watch?v=X6vH879Po7k (дата обращения: 20.08.17).

24. Юнг К. Г. Об архетипе, в особенности о понятии «Анима» // Структура психики и архетипы. М.: Академ. Проект, 2015. C. 29–50.

25. Борис Березовский играет фортепианные произведения Ф. Листа (Москва, КЗЧ, 2010). URL: https://www.youtube.com/watch?v=TQhIq_xlzB8 (дата обращения: 18.09.2017).

26. Ivo Pogorelich plays Liszt Sonata — live 2012. URL: https://www.youtube.com/watch?v=3FHc84dsPKs (дата обращения: 18.09.2017).

27. Юнг К. Г. Душа и земля // Юнг К. Проблемы души нашего времени. СПб.: Питер, 2017. C. 137–162.

28. Афанасьев В. Что такое музыка? Эссе. Мемуары. Стихи. М.: Аграф, 2007. 336 c.

29. Homages & Ecstasies. Valery Afanassiev. Russian Disc, RDCD 00698, 2001.

30. Robert Schumann. Valery Afanassiev. Russian Disc, RDCD 00699, 2001.

31. Christoph Eschenbach, Schubert: Piano Sonata No. 21 in B flat major, D960. Harmonia Mundi, Series: Matthias Goerne Schubert Edition HMC902139/40, 2012.

32. Юнг К. Г. Структура души // Проблемы души нашего времени. С. 113–136.

33. Sergio Fiorentino plays Chopin 24 Preludes Op. 28. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ASX7qQCKOc0 (дата обращения: 12.08.2017).

34. Pavel Nersessian plays Robert Schumann — Symphonic Etudes, Op.13. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=g-RvxhofLTk (дата обращения: 12.08.2017).

35. Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к произведениям художественной литературы // Проблемы души… С. 35–59.

36. Юнг К. Г. Проблема души современного человека // Юнг К. Проблемы души… С. 302–326.

37. Юнг К. Г. Подход к бессознательному // Юнг К. Г. Архетип и символ. Сост. А. М. Руткевич. М.: Ренессанс, 1991. С. 23–94.

38. Neutres J. L’art est un exercice spiritual (интервью с Биллом Виолой) // Bill Viola. Cataloque de l’Exposition. Éditions de la Réunion des musées nationaux — Grand Palais. 2014.

39. Плотин. Об умной красоте // Лосев А. Ф. История античной эстетики: Поздний эллинизм. М.: Искусство, 1980. C. 453–465.

40. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. СПб.: Питер, 2017. 336 с.


Для цитирования:


Чинаев В.П. «МЕДЛЕННОЕ», «ТИХОЕ», «ОТРЕШЕННОЕ» КАК МЕТАФОРЫ УТРАЧЕННОЙ И ОБРЕТАЕМОЙ АНИМЫ. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018;(3):156-180.

For citation:


Chinaev V.P. SLOWNESS, SILENCE AND DETACHMENT AS METAPHORS FOR THE LOSS AND REGAINING OF ANIMA. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2018;(3):156-180. (In Russ.)

Просмотров: 37


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)