Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХОРЕОГРАФОВ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются особенности преподавания курса «Анализ музыкальных форм в любительском хореографическом творчестве» в рамках магистерской программы «Теория и практика руководства хореографическим любительским коллективом» направления подготовки 51.04.02 «Народная художественная культура». Подчеркивается важность введения в содержание учебной дисциплины темы взаимосвязи музыкальной формы и хореографической композиции. Разрабатывается алгоритм ее раскрытия путем анализа музыкального материала на слух и работы с нотами, разбора особенностей хореографического воплощения музыкальной формы. Дается аналитический обзор музыкального материала учебников по анализу формы музыкальных произведений. Рассматривается специфика подбора музыкального материала для анализа музыкальных форм студентами-хореографами. В качестве предмета анализа рекомендуется балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», отличающийся разнообразием музыкальных форм. На примере «Вальса снежных хлопьев» предлагается изучение таких музыкальных форм, как: период, простая трехчастная форма, сложная трехчастная форма, сонатная форма; подробно анализируется взаимосвязь музыкальной формы и танца в постановке Дж. Баланчина, приводятся схемы сравнения музыкальной формы и хореографической композиции. Разрабатывается методика работы, призванная способствовать выработке у студентов-хореографов навыка выстраивания музыкально-хореографического синтеза.

Об авторе

В. В. Лелеко
Cанкт-Петербургский государственный институт культуры.
Россия

канд. культурологии.

Дворцовая наб. 2, СанктПетербург, 191186.



Список литературы

1. Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967. Ч. 1. 752 с.

2. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1980. 296 с.

3. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1986. 528 с.

4. Способин И. В. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1980. 400 с.

5. Ручьевская Е. Классическая музыкальная форма. СПб.: Композитор, 2004. 299 с.

6. Абдуллина Г. В. Конспекты по анализу музыкальных форм. СПб.: Композитор, 2013. 115 с.

7. Заднепровская Г. В. Анализ музыкальных произведений. М.: ВЛАДОС, 2003. 271 с.

8. Анализ музыкальных произведений. Программа-конспект дисциплины: учеб.-метод. пос. по муз. образ. / ред. А. С. Казурова, сост. Г. В. Григорьева, М. С. Скребкова-Филатова. М.: [б.и.], 2003. 86 с.

9. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений. СПб.: Лань; Планета музыки, 2013. 490 с.

10. Безуглая Г. А. Анализ балетной и танцевальной музыки: учеб. пос. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2009. 176 с.

11. Безуглая Г. А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа: учеб. пос. СПб.: Лань; Планета музыки, 2015. 272 с.

12. Горн А. В. Учебное пособие по анализу партитуры и клавира. СПб.: Акад. Рус. балета им. А. Я. Вагановой, 2016. 44 с.

13. Анализ музыкальных произведений: спец. № 051100 «Дирижирование. Дирижирование академическим хором» пример. прогр. дисц. / ред. А. С. Казурова; сост. Г. В. Григорьева. М.: Рос. акад. муз., 2002. 38 с.

14. Анализ музыкальных произведений: программа-конспект дисциплины: учеб.-метод. пос. по муз. образ. / зед. А. С. Казурова, сост. Г. В. Григорьева, М. С. Скребкова-Филатова. М.: Рос. акад. музыки, 2003. 86 с.

15. Богданов-Березовский В. М. Музыкальная драматургия балетов П. И. Чайковского // Чайковский на сцене театра оперы и балета им. Кирова. Л.: Лен. гос. академ. театр оперы и балета, 1941. 449 с.

16. Бахрушин Ю. История русского балета. М.: Сов. Рос., 1973. 255 с.

17. Слонимский Ю. П. Чайковский и балетный театр его времени. М.: Музгиз, 1956. 335 с.

18. Асафьев Б. В. Тридцатилетие «Щелкунчика» // Асафьев Б. В. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания. М.: Музыка, 1974. 296 с.

19. Житомирский Д. Балеты Чайковского. М.: Музгиз, 1957. 120 с.

20. Скворцова И. А. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»: опыт характеристики: учеб. пос. М.: Науч.- изд. центр «Мос. консерватория», 2011. 65 с.

21. Розанова Ю. А. Симфонические принципы балетов Чайковского: исследование. М.: Музыка, 1976. 160 с.

22. Сливинская С. Драгоценность мировой хореографии [Электронный ресурс] // Ballet Art. 2014. № 1(48). URL: http://www.balletart.ru/rus/news/2014/0218.htm (дата обращения: 01.02.2018).

23. Суриц Е. Я. Баланчин [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/theatre_and_cinema/text/1847118 (дата обращения: 01.02.2018).

24. Волков С. Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джорджем Баланчиным. М.: Эксмо, 2001. 224 с.

25. Наборщикова С. В. Видеть музыку, слышать танец: Стравинский и Баланчин. К проблеме музыкально-хореографического синтеза. М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2010. 344 с.

26. Асафьев Б. В. Избранные труды. М.: АН СССР, 1955. Т. IV. 438 с.

27. Абдоков Ю. Б. Музыкальная поэтика хореографии: пластическая интерпретация музыки в хореографическом искусстве. Взгляд композитора. М.: МГАХ; РАТИГИТИС, 2009. 270 с.


Для цитирования:


Лелеко В.В. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХОРЕОГРАФОВ. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018;(3):29-42.

For citation:


Leleko V.V. ANALYSIS OF MUSICAL FORMS IN THE PROCESS OF CHOREOGRAPHERS TRAINING. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2018;(3):29-42. (In Russ.)

Просмотров: 120


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)