Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

О «ЧУЖИХ» ТЕКСТАХ В БАЛЕТНЫХ ПАРТИТУРАХ ЧАЙКОВСКОГО

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению межтекстовых взаимодействий в балетах П. Чайковского на материале заимствованных элементов (вставных эпизодов, цитат и др.), вошедших в авторские партитуры «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика» в результате реализации драматургических замыслов М. Петипа.

Изучение вопросов межтекстового взаимодействия осуществляется в русле историко-типологического и интертекстуального методов исследования.

Выделяются основные типы взаимодействия: прямое внешнее вмешательство (в частности, внесение исправлений и дополнений в процессе редакторской работы Р. Дриго по режиссерскому плану М. Петипа), досочинение каденций (арфные соло А. Цабеля), цитирование (применение заимствованных тем в «Спящей красавице» и «Щелкунчике»), стилизация (работа с музыкой другого композитора как с моделью). Особо рассматриваются формы стилистического сопряжения, обнаруживающие себя опосредованно, в том числе, отраженными в хореографическом тексте. Делается вывод об особом художественном значении интертекстуальных взаимодействий, позволяющих не только выстроить многоуровневое метафорическое «пространство» музыкального спектакля, но и глубже ощутить богатство сфер взаимовлияния музыки и искусства балета, осознать силу воздействия хореографического замысла. 

Об авторе

Г. А. Безуглая
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой.
Россия

 канд. искусствоведения, доцент.

ул. Зодчего Росси, 2, СанктПетербург, 191023.



Список литературы

1. Pougin A. Hérold. Biographie critique. Paris, 1908. 124 p.

2. Красовская В. Русский балетный театр второй половины XIX века. Л.: Искусство, 1963. 552 с.

3. Спорыхина О. И. Интекст как компонент стилевой системы П. Чайковского: автореф. дис. … канд./д-р? искусствоведения. 17.00.02. 2000. 29 с.

4. Кашкин Н. Д. Воспоминания о П. И. Чайковском Н. Кашкина, профессора Московской консерватории. М.: П. Юргенсон, 1896. 162 с.

5. Чайковский П. Лебединое озеро. Балет в 4 актах. Клавир в 2 руки (Э. Лангер). М.: П. Юргенсон, 1900. 173 с.

6. Чайковский П. Лебединое озеро. Балет в 3 актах, 4 картинах: клавир / общ. ред. Ю. Бурлаки. М.: Композитор, 2016. 264 с.

7. Поломаренко И. В. Арфа в прошлом и настоящем. М.: Музгиз, 1939. 312 с.

8. Арановский М. Находки и ошибки творческой интуиции (из рукописного архива П. И. Чайковского) // П. И. Чайковский: к 100-летию со дня смерти (1893–1993): мат-лы науч. конф. М.: Мос. гос. конс. им. П. И. Чайковского, 1995. С. 31–39.

9. Раку М. Не верьте в искренность пастушки // Музыкальная академия. 1993. № 4. С. 203–206.

10. Скворцова И. А. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»: Опыт характеристики: учеб. пос. М.: Науч.-издат. центр «Московская консерватория», 2011. 68 с.

11. Бонфельд М. Ш. Опера П. И. Чайковского «Пиковая дама» (к проблеме связности художественного текста) // П. И. Чайковский: Вопросы истории и стиля. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1989. С. 26–46.

12. Климовицкий А. «Пиковая дама» Чайковского: культурная память и культурные предчувствия // Россия — Европа. Контакты музыкальных культур: сб. науч. тр. СПб.: СПбГК, 1994. С. 221–274 (Рос. ин-т истории искусств / Проблемы музыкознания. Вып. 7).

13. Комарова Н. «Русское» и «западноевропейское» в музыкальном языке П. И. Чайковского. «Пиковая дама» и «Дон Жуан»: некоторые параллели и аналогии // Русская опера XIX века: сб. тр. Вып. 122 . М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1991. С. 109–135.

14. Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи. Л.: Искусство, 1971. 445 с.

15. Новерр Ж. Письма о танце. Л.: Academia, 1927. 316 с.

16. Чайковский П. Спящая красавица. Балет в 3-x действиях с прологом. Переложение для фортепиано А. Зилоти. М.: Музыка, 1976. 284 с.

17. Балетмейстерские экспликации. Комментарии Ф. В. Лопухова // Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи. Л.: Искусство. 1971. С. 155–224.

18. Царева Е. М. Чайковский в наши дни. Между двумя датами // П. И. Чайковский: к 100-летию со дня смерти (1893–1993): мат-лы науч. конф. М.: Мос. гос. конс. им. П. И. Чайковского, 1995. С. 3–5.

19. Чайковский Петр Ильич (1840–1893). Полное собрание сочинений. Лебединое озеро: балет в 4 действиях: [Либретто В. П. Бегичева и В. Ф. Гельцера]: соч. 20: партитура / комп. П. И. Чайковский; общ. ред. Б. В. Асафьева. М.: Музгиз, 1957. 411 с.

20. Бахрушин Ю. А. История русского балета. М.: Сов. Россия, 1965. 227 с.


Рецензия

Для цитирования:


Безуглая Г.А. О «ЧУЖИХ» ТЕКСТАХ В БАЛЕТНЫХ ПАРТИТУРАХ ЧАЙКОВСКОГО. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018;(3):6-17.

For citation:


Bezuglaya G.A. ABOUT “FOREIGN” TEXTS IN THE BALLET SCORES OF TCHAIKOVSKY. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2018;(3):6-17. (In Russ.)

Просмотров: 449


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)