Семантические и функциональные особенности кипрского танца с серпом «Дрепани»
Аннотация
Статья посвящена выявлению символико-смысловой природы исконного кипрского танца «Дрепани», наблюдавшегося автором в период полевых исследований в южных регионах острова Кипр (города Пафос, Лимассол, деревни Зиги, Лачи, Лофу). Анализируются архивные источники, результаты интервьюирования информантов, впервые описывается музыкальнохореографическая составляющая танца с серпом, детализируется пластика рук, трюковые фигуры и орнаментальные особенности танца. Исследуются особенности семантики художественного языка танца с серпом с позиций представления аксиологических, нормативных и эстетических ориентиров греков-киприотов. Автор приходит к выводам об универсальности базовых функций танца с серпом «Дрепани»: гармоничном синтезе мифологической традиции Эллады и восточной экспрессии исполнения танца пиррического характера с элементами фланкирования.
Об авторе
Е. С. УрсоленкоРоссия
Исследователь, преподаватель
ул. Тверская, д. 54/ 2 А, Санкт-Петербург, 196655
Список литературы
1. Ремизов В. А., Ирхен И. И. Тело человека как социокультурный феномен // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 1. С. 89‒103. DOI: 10.17805/zpu.2018.1.7
2. Ασσιώτης Γ. Κυπριακοί χοροί, ανδρικοί και γυναικείοι. Λευκωσία: Μάιος, 1962. 138 σ.
3. Karayanni S. Moving identity: Dance in the negotiation of sexuality and ethnicity. London: Wilfrid Laurier University Press, 2006. 160 p.
4. Παπανδρεου Α. Κυπριακοι χοροι. Λευκοσια: Power Publishing, 2016. 508 σ.
5. Stratou D. Greek Traditional Dances. Athens: Greek Educational Books Organization, 1979. 192 p.
6. Пропп В. Я. Поэтика фольклора. М.: Лабиринт, 1998. 350 с.
7. Кондратенко Ю. А. Новые тенденции развития современной хореографии в Мордовии // Финно-угорский мир. 2012. № 1/2. С. 50–53.
8. Урсоленко Е. С. Культура кипрского свадебного обряда: традиции и современные трансформации // Временник Зубовского института. 2022. № 3. С. 196‒210.
9. Глазунова Н. Н. Зикр: исконные основы и парадоксы современной традиции // Русский фольклор. XXXVIII. Материалы и исследования. Памяти Виктора Евгеньевича Гусева / Отв. ред. А. Ф. Некрылова. СПб.: ИРЛИ РАН, 2021. С. 473‒489.
10. Ремизов В. А., Ирхен И. И. Парадоксальность бытия культуры в обществе // Международный журнал исследований культуры. 2023. № 2 (51). С. 34‒43. DOI: 10.52173/2079-1100_2023_2_34.
11. Маркарян Э. С. Культурная традиция как качественно новый механизм аккумуляции и передачи жизненного опыта // Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ. Москва: Мысль, 1983. С. 151‒175.
12. Буксикова О. Б. Семантика и функции традиционных хороводов южных и восточных славян // Народная музыка как средство межкультурной коммуникации славянских народов в современном мире: сборник докладов международного симпозиума (Белгород, 8-9 ноября 2018 г.) / Отв. за вып. М. С. Жиров. Белгород: БГИИК, 2019. 464 с.
13. Варфоломеева Т. Б., Козенко Н. А. Танцевальный фольклор белорусов как система // Живая старина. 2009. № 3. С. 58‒61.
14. Захарова Л. Н., Фомченко Е. В. Трансформация функций и традиций русского народного танца. Тюмень: ТГИК, 2023. 184 с.
15. Спиркин А. Г. Происхождение сознания. М.: Политиздат, 1960. 472 с.
16. Каган М. С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Ленинград: Искусство, 1972. 440 с.
Рецензия
Для цитирования:
Урсоленко Е.С. Семантические и функциональные особенности кипрского танца с серпом «Дрепани». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(2):45-56.
For citation:
Ursolenko E.S. Semantics and Symbolism of the Cypriot Dance with a Sickle (Drepani). Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(2):45-56. (In Russ.)