Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Образ клоуна в музыкальном искусстве

Аннотация

Статья посвящена экскурсу в историю мировой клоунады и рассмотрению различных амплуа героя манежа. Особое внимание уделено репрезентации художественного образа клоуна в музыкальном искусстве, что до настоящего времени еще не получило должного освещения в работах отечественных ученых. Образ циркового артиста выступает одним из самых многозначных символов в мировой культуре. Симптоматично, что он неизменно притягивает внимание деятелей разных видов искусства (театра, литературы, живописи, кино, эстрады). Изучение опусов отечественных композиторов, в которых представлен образ клоуна, становится увлекательной аналитической задачей, тем более что данная проблематика еще не входила в орбиту научного интереса специалистов. Исследование базируется на комплексном подходе, включающем исторический, дескриптивный, типологически-системный методы. При рассмотрении сочинений отечественных авторов также были задействованы элементы методологии музыковедческого анализа. В статье представлен творческий список произведений российских композиторов XX – начала XXI веков, связанных с музыкальными рецепциями образа циркового артиста – любимца публики всех возрастов. Ориентируясь на методологию, предложенную В.В. Медушевским, Е.В. Назайкинским и Л.П. Казанцевой, выявлена специфика воплощения персонажа в различных инструментальных пьесах. Как показало исследование, большая часть атрибутированных сочинений относится к области детской музыки, что определено художественно-педагогическими задачами раскрытия в ребенке культуротворческого потенциала, активизации «юмористической рефлексии» (термин Л.С. Выготского). Материал и выводы статьи будут полезны педагогам, работающим с детьми. Заявленная проблематика также открывает перспективы для комплексного исследования, посвященного образу клоуна в мировой музыкальной культуре.

Об авторах

О. Ю. Колпецкая
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

Канд. иск., доц., проф. каф. истории музыки.

Красноярск, 660049



М. В. Холодова
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

Канд. иск., доц., проф. каф. истории музыки.

Красноярск, 660049

Author ID 648319



Список литературы

1. Макаров С. М. Народные традиции клоунады: автореф. дис. … канд. искусствовед. М. 1974. 26 с.

2. Байдина П. Всемирная история клоунады. М.: Издательство HSE ART & DESIGN SCHOLL, 2021. 238 с.

3. Ерошкин А. Клоун. Охота на слова. Проза.ру: сайт. URL: https://proza.ru/2016/10/24/5 (дата обращения: 15.07.2024).

4. Жандо Д. История мирового цирка / перевод с фр. М.: Искусство, 1984. 192 с.

5. Искусство клоунады / сост. М. Коган. М.: Искусство, 1969. 324 с.

6. Кондратьева А. В., Колпецкая О. Ю. Искусство всевозможных чудес (краткий экскурс в историю цирка) // Современные научные исследования и разработки. 2019. № 1 (30). С. 549–555.

7. Кулинченко А. Клоуны в изобразительном искусстве XIX–XX веков. URL: https://deziiign.com/project/067813d727384dc9afd9b508ecaef5f7 (дата обращения: 05.07.2024).

8. Макаров С. М. Клоунада мирового цирка: история и репертуар. М.: РОССПЭН, 2001. 367 с.

9. Реми Т. Клоуны / пер. с фр. Я. З. Лесюка; послесл. Ю. Дмитриева. М.: Искусство, 1965. 392 с.

10. Фаминицын А. С. Скоморохи на Руси. М.: Форум, 2013. 400 с.

11. Чистюхин И. Н. Содержание античных зрелищ // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. № 10 (октябрь). URL: http://e-koncept.ru/2016/16221.htm. (дата обращения: 09.07.2024).

12. Происхождение клоуна. YouSmi.By. 05.10.2021. URL: https://yousmi.by/articles/10812/ (дата обращения: 29.07.2024).

13. Конанчук С. В. Синестезия и воображение: эстетические подходы к исследованию // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12. № 1. С. 72–78.

14. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. М.: ВЛАДОС, 2003. 248 с.

15. Чайкин С. Г. Нотный текст и контекст в работе с обучающимися // ARTE: Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского. 2024. № 1. С. 46–52.

16. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 262 с.

17. Гильманов С. А. Сущность художественного образа и его специфика в музыке: психолого-педагогический аспект // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2015. № 1 (9). С. 55–65.

18. Traditional Circus Music. Daily piano tips. URL: http://playpiano.com/wordpress/music-form/circus-music (дата обращения: 17.07.2024).

19. Казанцева Л. П. Мелодия и интонация // Проблемы музыкальной науки. 2016. № 1 (22). С. 6–12.

20. Казанцева Л. П. Музыкальный жанр и его содержание // Южно-Российский музыкальный альманах. 2007. № 4. С. 90–94.

21. Казанцева Л. П. Музыкальный образ: понятие и сферы музыкальной образности // ИКОНИ. 2022. № 2. С. 129–156.

22. Попова О. М. Особенности чувства комического у дошкольников и система его формирования в целях оптимизации эмоционально-нравственного развития: автореф. дис.. … д-ра психол. наук: 19.00.17. Нижний Новгород. 2006. 60 с.

23. Семенова Е. А. Дефектология Л. С. Выготского: мир глазами клоуна // Проблемы современного образования. 2014. № 6. С. 219–234.


Рецензия

Для цитирования:


Колпецкая О.Ю., Холодова М.В. Образ клоуна в музыкальном искусстве. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(1):108-125.

For citation:


Kolpetskaya O.Yu., Kholodova M.V. The image of a clown in the musical art. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(1):108-125. (In Russ.)

Просмотров: 93


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)