Особенности драматургии оперы «Зори здесь тихие» в редакциях Кирилла Молчанова и Тан Цзяньпина
Аннотация
Статья посвящается осмыслению особенностей оперной драматургии «Зори здесь тихие» на сюжет повести Б. Васильева. Выполненный анализ редакций Кирилла Молчанова и Тан Цзяньпина обнаруживает два кардинально разных подхода к построению музыкально-сценического сочинения. Композиторская стратегия Молчанова вытекает из генезиса оперы, созданной на основе музыки к кинофильму. В сочинении проявляется устойчивое влияние кинематографической эстетики. Драматургическая структура в этом случае подчиняется логике кинематографического повествования с его монтажной техникой и принципами развития сюжета. Тан Цзяньпин обращается к традиционной номерной драматургии оперы. Каждый номер образует завершенную художественную единицу и вместе с тем часть целостной концепции. Целесообразность драматургических средств в сочинении русского и китайского композиторов продиктована их творческими аберрациями.
Об авторе
Хуа ФэнРоссия
Аспирант.
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Вопросы оперной драматургии: сб. ст. / под ред. Ю. Н. Тюлина. М.: Музыка, 1975. 315 с.
2. Богуславская Е. В. Кинематографические принципы драматургии в опере «Зори здесь тихие» К. Молчанова // Евразийский научный журнал. 2017. № 9. С. 12‒ 128.
3. Зачиняева М. П. Опера К. Молчанова «Зори здесь тихие»: к 50-летию создания // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сб. ст. XIX Международ. науч.-практ. конф., Тамбов, 14 февр. 2023 года. Тамбов: Тамбов. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова, 2023. С. 242‒252.
4. Лаптев Е. С. Опера К В. Молчанова «Зори здесь тихие»: характерные особенности художественных образов // Культурная жизнь Юга России. 2022. № 1(84). С. 86‒92.
5. Кино: энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич.М.: Сов. энциклопедия, 1986. 640 с.
6. Синельникова О. В. Монтажный принцип и музыкальная форма // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319. С. 68‒72.
7. Лаврова С. В. Акустическая фотография и «Loop»-эстетика. Наследие принципов экспериментального кино в Новой музыке // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2016. № 3 (44). С. 218‒227.
8. Ремизов В. А., Ирхен И. И. Парадоксальность бытия культуры в обществе // Международный журнал исследований культуры. 2023. № 2 (51). С. 34-43. DOI: 10.52173/2079-1100_2023_2_34.
9. Колесникова А. А. «Условный театр» В. Мейерхольда до 1917 года: рождение и трансформация // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 41‒48.
10. Лаврова С. В. Цитирование в творчестве современных композиторов. 2-е изд. СПб.: СПб. гос. конс. им. Н. А. Римского-Корсакова, 2007. 128 с.
11. Ван К. Опера Тан Цзяньпина «А зори здесь тихие»: история создания и особенности музыкальной драматургии // Художественное образование и наука. 2020. № 3 (24). С. 161‒167.
12. Ирхен И. И. Маркеры социокультурной памяти в современной России // Современная действительность сквозь призму культурологического знания: мат-лы международ. науч.-творческ. форума (науч. конф.). Челябинск: Челябинск. гос. ин-т культ., 2020. С. 63‒69.
13. 顾春芳. 评歌剧《这里的黎明静悄悄》:自然之情与平凡人性的“神圣显现” URL: https://www.zgwypl.com/content/details85_49170.html (Гу Чуньфань. Рецензия на оперу «А зори здесь тихие»: «священное проявление» естественной привязанности и обычной человеческой натуры // Обзор китайской литературы и искусства. 2017. Т. 8. (дата обращения: 01.11.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Фэн Х. Особенности драматургии оперы «Зори здесь тихие» в редакциях Кирилла Молчанова и Тан Цзяньпина. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(1):97-107.
For citation:
Feng H. Features of the opera dramaturgy of The Dawns are Quiet Here in the Kirill Molchanov’s and Tan Jianping’s editions. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(1):97-107. (In Russ.)