Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Каллиграфия танца

Аннотация

Статья посвящена сравнительному этико-эстетическому анализу искусства танца и каллиграфии. Рассматривая древние художественные практики через призму феномена движения, а также эстетических категорий красоты и чистоты было выявлено их онтологическое и антропологическое сходство. Также были раскрыты особенности внутренней пластичности и выразительности, проанализирована феноменология телесности и ее значение при создании смыслообраза.

Перспективу исследований в данном направлении представляет аналитика новых этических и эстетических категорий в искусствоведении, связанных с теорией времени, в отличие от визуальной картины мира, посвященной обозреваемому пространству.

Об авторе

О. И. Тарасова
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
Россия

Д-р филос. наук, доц.

ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023



Список литературы

1. Тарасова О. И. О художественном мировоззрении и мифологемах танца // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2020. № 6 (71). С. 178‒187.

2. Куланина Е. М. Ценностные аспекты искусства каллиграфии в коммуникативной традиции востока // Миссия конфессий. 2017. № 22. С. 100‒107.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. URL: https://slovardalja.net/ (дата обращения: 01.10.2024).

4. Мильнер-Иринин Я. А. Категория «чистота» в науке этике // Этическая мысль. 2015. Т. 15. № 2. С. 131‒159.

5. Аверьянова Е. В. Движение как основание синтеза искусств в XX веке: теоретические смыслы и художественный опыт: автореф. дисс. … канд. иск. Ярославль, 2006. 24 с.

6. Коричко Ю. В., Алексеева О. П., Коричко А. А. К вопросу об использовании упражнений хореографии на начальном этапе подготовки в спортивной аэробике // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2021. № 6 (196). С. 166–170.

7. Аганина Н. С. Каллиграфия как пространственно-временное искусство: характер движения как основа идентификации дальневосточной каллиграфии // Культура и искусство. 2018. № 12. С. 90‒103. DOI: 10.7256/2454-0625.2018.12.27863

8. Куриленко Е. Н. Музыка и хореография. Вопросы взаимодействия // Теория и история искусства. 2021. Вып. 1/2. С. 181–208.

9. Пименова Ж. В. Танцевальная коммуникация в эпоху цифровых технологий // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2015. № 215. С. 122‒126.

10. Миловац Ж. В. Искусство танца в сфере художественной коммуникации // Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2022. № 18. С. 143‒148.

11. Тарасова О. И. Антропологический кризис и феномен понимания. Волгоград: ВолГУ, 2009. 220 с.

12. Маслов А. Каллиграфия: образы иного в потеках туши // Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. М.: Алетейя, 2003. С. 251‒260.

13. Цапф Г. Философия дизайна. Избранные статьи и лекции о каллиграфии, шрифтовом дизайне и типографике. М.: Изд-во студии Артемия Лебедева, 2014. 260 с.

14. Кондратенко Ю. А. Система художественного языка танца: специфика, структура и функционирование: Автореф. дисс. … д-ра иск. Саранск, 2010. 37 с.

15. Тарасова О. И. Художественное время в пространстве танца // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 1 (54). С. 150‒157.

16. Ян И. Каллиграфия: Искусство, которое меняется вместе со временем / пер. В. И. Ожогин // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2006. Т. 5. Вып. 4: Востоковедение. С. 126‒128.

17. Касимова А. В., Дубынина О. М. Искусство каллиграфии ‒ древнее и новое. Творчество Покраса Лампаса: избранные доклады 67-й университет. науч.-тех. конф. Томск.: ТГАСУ, 2021. С. 419–425.

18. Миловац Ж. В. Природа спонтанности: бытие и танец // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2020. № 4 (44). С. 141‒153.

19. Чой Кьюнг Сук. Корейская хореография: культурный контекст и опыт феноменологической интерпретации танцевальной практики: автореф. дисс. … канд. филос. наук. СПб. 2010. 24 с.

20. Айламазьян А. М. Танец и личность // Идеи и идеалы. 2023. Т. 15. № 1. Ч. 2. С. 406‒426.

21. Айламазьян А. М. Страх красоты // Идеи и идеалы. 2024. Т. 16. № 3. Ч. 2. С. 366‒381.


Рецензия

Для цитирования:


Тарасова О.И. Каллиграфия танца. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(1):67-79.

For citation:


Tarasova O.I. Calligraphy of dance. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(1):67-79. (In Russ.)

Просмотров: 90


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)