Лиминальное пространство постмодерн-танца
Аннотация
В статье анализируется понятие лиминального пространства, ставшее отличительной чертой театральных/хореографических перформансов во второй половине XX в. Постановщики, исполнители и зрители входят в созданное пороговое пространство искусства и в процессе участия в произведении ментально трансформируются, обретая уникальный художественный опыт. Лиминальность рассматривается как метапонятие. Исследуются способы выражения лиминальности в американском постмодерн-танце 1960‒80-х гг., а точнее, в постановках представителей Театра танца Джадсона и группы Grand Union. Для этого интерпретируется понятие лиминальности, кратко описывается его развитие в этнографическом, социологическом, культурологическом, искусствоведческом дискурсе.
Ключевые слова
Об авторе
Е. В. ЛевинаРоссия
Препод. каф. теории, истории и педагогики искусства.
ул. Астраханская, д. 83, Саратов, 410012
Список литературы
1. Лиминальность // Проективный философский словарь [Электронный ресурс]. URL: https://rus-philosophy-dict.slovaronline.com/46-Лиминальность (дата обращения: 05.01.2024).
2. Геннеп А. ван. Обряды перехода: систематическое изучение обрядов. М.: Вост. лит. РАН, 1999. 198 с.
3. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. 277 с.
4. Фусу Л. И. Концепция лиминальности: подходы, сущность понятия, характеристики проявления в обществе на современном этапе // KANT. 2018. № 3 (28). С. 143‒148.
5. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / пер. с нем. Н. Кандинской; под общей редакцией Д. В. Трубочкина. М.: Международ. театр. агентство Play&Play – Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2021. 384 с.
6. Бейнс С. Терпсихора в кроссовках. Танец постмодерн / пер. с англ. А. Матвеева. М.: Арт Гид, 2018. 312 с.
7. Forti S. Handbook in Motion. NY: New York University Press, 1974. 365 p.
8. Hay D., Rogers D. J. Moving Through the Universe in Bare Feet: Ten Circle Dances for Everybody. Island Pond, Vermont: Trokk press, 1974. 248 p.
9. Anderson J. Kenneth King is a thinking man’s choreographer: сайт. URL: https://www.nytimes.com/1981/05/10/arts/dance-view-kenneth-king-is-a-thinking-man-s-choreographer.html (дата обращения: 14.02.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Левина Е.В. Лиминальное пространство постмодерн-танца. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(1):35-43.
For citation:
Levina E.V. Liminal space of postmodern dance. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(1):35-43. (In Russ.)