Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Лиминальное пространство постмодерн-танца

Аннотация

В статье анализируется понятие лиминального пространства, ставшее отличительной чертой театральных/хореографических перформансов во второй половине XX в. Постановщики, исполнители и зрители входят в созданное пороговое пространство искусства и в процессе участия в произведении ментально трансформируются, обретая уникальный художественный опыт. Лиминальность рассматривается как метапонятие. Исследуются способы выражения лиминальности в американском постмодерн-танце 1960‒80-х гг., а точнее, в постановках представителей Театра танца Джадсона и группы Grand Union. Для этого интерпретируется понятие лиминальности, кратко описывается его развитие в этнографическом, социологическом, культурологическом, искусствоведческом дискурсе.

Об авторе

Е. В. Левина
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Россия

Препод. каф. теории, истории и педагогики искусства.

ул. Астраханская, д. 83, Саратов, 410012



Список литературы

1. Лиминальность // Проективный философский словарь [Электронный ресурс]. URL: https://rus-philosophy-dict.slovaronline.com/46-Лиминальность (дата обращения: 05.01.2024).

2. Геннеп А. ван. Обряды перехода: систематическое изучение обрядов. М.: Вост. лит. РАН, 1999. 198 с.

3. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. 277 с.

4. Фусу Л. И. Концепция лиминальности: подходы, сущность понятия, характеристики проявления в обществе на современном этапе // KANT. 2018. № 3 (28). С. 143‒148.

5. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / пер. с нем. Н. Кандинской; под общей редакцией Д. В. Трубочкина. М.: Международ. театр. агентство Play&Play – Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2021. 384 с.

6. Бейнс С. Терпсихора в кроссовках. Танец постмодерн / пер. с англ. А. Матвеева. М.: Арт Гид, 2018. 312 с.

7. Forti S. Handbook in Motion. NY: New York University Press, 1974. 365 p.

8. Hay D., Rogers D. J. Moving Through the Universe in Bare Feet: Ten Circle Dances for Everybody. Island Pond, Vermont: Trokk press, 1974. 248 p.

9. Anderson J. Kenneth King is a thinking man’s choreographer: сайт. URL: https://www.nytimes.com/1981/05/10/arts/dance-view-kenneth-king-is-a-thinking-man-s-choreographer.html (дата обращения: 14.02.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Левина Е.В. Лиминальное пространство постмодерн-танца. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(1):35-43.

For citation:


Levina E.V. Liminal space of postmodern dance. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(1):35-43. (In Russ.)

Просмотров: 164


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)