Жесты в либретто балетов Мариуса Петипа 1860-х годов
Аннотация
Статья посвящена особенностям либретто балетов М. Петипа, созданных в 1860-е годы. Автор анализирует присутствующие в них знаки и жесты. Знаки (поясняющие надписи, «говорящие» имена) появляются в двух либретто, созданных профессиональным либреттистом А.-В. де Сен-Жоржем. Жесты более многочисленны. Это жесты как физические (коленопреклонения, объятия, указующие движения), так и эмоциональные, описания чувств героев (любовь, ласка, достоинство, испуг, ужас, надменность и т. п.). Помимо этого, в либретто 1860-х годов есть и упоминания о танцах, причем, не только в виде традиционного перечисления танцевальных номеров, но и в виде описания действия персонажа, иногда – с эмоциональной окраской танца. В завершение статьи автор приходит к выводу, что либретто балетов середины XIX века способны создать визуальное представление от ушедших из театральной практики балетов и при вдумчивом чтении могут помочь лучшему осознанию его художественного облика.
Об авторе
А. П. ГруцыноваРоссия
Д-р искусствовед, доц.; проф. каф.
М. Кисловский переулок, д. 6, Москва, 125009; ул. Б. Никитская, д. 13/6, Москва, 125009
Список литературы
1. Груцынова А. П. Смыслы либретто балетов И. И. Вальберха // Вестник Академии Русского балета. 2024. № 3 (92). С. 21–40.
2. Дочь фараона. Большой балет в трех действиях и девяти картинах, с прологом и эпилогом. Программа Г. Сен-Жоржа. Балет поставлен на здешнюю сцену Г. Петипа. СПб.: В типографии Ф. Стелловского, 1862. 32 с.
3. Царь Кандавл. Балет в 4-х актах и 6-ти картинах. Соч. Сен-Жоржа и Петипа. Музыка соч. Пуньи. М.: Типография Т. Рис, у Мясницких ворот, д. Воейкова, 1868. 36 с.
4. Ливанская красавица, или Горный дух. Большой фантастический балет в трех действиях и семи картинах, с прологом и апофеозом. Сочиненный для С. Петербургской балетной сцены г. Мариусом Петипа. Музыка Пуни. СПб.: В типографии Ф. Стелловского, 1863. 20 с.
5. Голубая георгина. Фантастический балет в двух действиях. Сочинение М. Петипа. Музыка Ц. Пуни. СПб.: В типографии Ф. Стелловского, 1865. 11 с.
6. Путешествующая танцовщица. Эпизод в одном действии. Сочинение г. Мариуса Петипа. Новая музыка Ц. Пуни. СПб.: [б. и.], 1865. 7 с.
7. Флорида. Балет в трех действиях и пяти картинах. Сочинение Мариуса Петипа. Музыка Ц. Пуни. СПб.: В типографии Ф. Стелловского, 1866. 15 с.
8. Her Majesty’s theatre / Dramatic and musical mirror // The mirror magazine. Vol. VI. July to December. 1849. Р. 62–63.
Рецензия
Для цитирования:
Груцынова А.П. Жесты в либретто балетов Мариуса Петипа 1860-х годов. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(1):14-23.
For citation:
Grutsynova A.P. Gestures in the librettos of Marius Petipa’s ballets of the 1860s. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(1):14-23. (In Russ.)