Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

«Желтый звук» А. Шнитке в диалоге с экспериментами постмодернистской эпохи

Аннотация

В статье обрисован исторический процесс бытования сценической композиции «Желтый звук» В. Кандинского. С опорой на методы исторического и теоретического музыкознания, методики сравнительного и культурологического анализа показано различное отношение к проблеме постановки «Желтого звука» при жизни автора (в первой половине ХХ века) и во второй половине ХХ — первой четверти ХХI века. Экспериментальная сценическая композиция не была поставлена самим автором, однако мировая популярность живописного наследия Кандинского и интерес к его театрально-литературному наследию стимулировали режиссеров ставить «Желтый звук» на театральной сцене, поскольку идея синтеза искусств, составившая концепционный фундамент текста Кандинского, была актуальна для многих авторов эпохи постмодернизма. Состоявшиеся постановки были весьма далеки от сохранившегося сценария В. Кандинского, при этом в разных спектаклях нередко менялся музыкальный компонент (из-за отсутствия первоначальной партитуры композитора Ф. Гартмана). Один из примеров новой музыки к «Желтому звуку» — произведение А. Шнитке, созданное с учетом сценария Кандинского. Художественные достоинства музыки данного сочинения способствовали появлению целого ряда разных новых постановок «Желтого звука» с применением в качестве основы именно музыки А. Шнитке. При этом все эти постановки являются реинтерпретациями, поскольку сценарий сценической композиции в них отсутствует, но сохранена символика цветового решения, опирающаяся на теорию цвета В. Кандинского.

Об авторе

Т. В. Франтова
Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова
Россия

Франтова Т. В. — д-р искусствоведения, проф.;

Буденновский пр., д. 23, Ростов-на-Дону, 344002



Список литературы

1. Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке. М.: Сов. Композитор, 1990. 350 с.

2. Шульгин Д. И. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. Беседы с композитором. М.: Деловая лига, 1993. 112 с.

3. Med Gussov. Artist’s “Yellou sound” of ’09 staged // New Times. 13 May. 1972.

4. Крымская И. И. Сценическая композиция «Желтый звук» Василия Кандинского: генезис, эволюция замысла, художественная структура и интерпретации: дисс … канд. искусствоведения. Спб. 2018. 243 с.

5. Соколов Б. Мессианские мотивы в творчестве В. В. Кандинского 1900–1920 годов (живопись, поэзия, театр) // Кандинский Василий Васильевич (1866–1944).

6. Кандинский В. В. О духовном в искусстве (Живопись) // Из архива русского авангарда. Фонд «Ленинградская галерея». Л., 1990. 68 с.

7. Кандинский В. О сценической композиции // Кандинский В. Избранные труды по теории искусства. Т. 1. Кандинский Василий Васильевич (1866–1944) // URL: https://kandinsky-art.ru/library/isbrannie-trudy-po-teorii-iskusstva.html (дата обращения: 01.11.2024)

8. Автономова Н. В. Кандинский и Ф. Гартман: к истории взаимоотношений // За занавесом века. Исследования и публикации по искусству русской сценографии. М.: Русское слово, 2004. С. 126–143.

9. Филановский Б. «Желтый звук» из будущего // Коммерсантъ. 04.02.2002.

10. Альфред Шнитке: статьи, интервью. Воспоминания о композиторе. Издатель М. А. Троянкер. М.: ARCADIA, 2014. 520 с.

11. Волкова П. С. «Лебединое озеро» П. И. Чайковского в контексте современного искусства: интерпретация и реинтерпретация // Проблемы музыкальной науки. 2012. № 1 (10). С. 37–43.


Рецензия

Для цитирования:


Франтова Т.В. «Желтый звук» А. Шнитке в диалоге с экспериментами постмодернистской эпохи. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(6):193-204.

For citation:


Frantova T.V. The Yellow Sound bу A. Schnittke in a Dialogue with Experiments of the Postmodern Era. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(6):193-204. (In Russ.)

Просмотров: 83


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)