Звуковая партитура фильмов Терренса Малика (на примере второго периода творчества)
Аннотация
В статье ставится проблема многоаспектного драматургического взаимодействия визуального и аудиального рядов фильма, способствующего концептуальному единству произведения. Музыка, речь и шумы, составляющие звуковую партитуру фильмов, образуют значимый, практически самодостаточный художественный компонент кинотекста. Данное явление рассматривается на примере кинокартин второго периода творчества Терренса Малика.
В результате анализа звуковых партитур фильмов сделан вывод, что включение в них авторской музыки, а также большого количества шумов и закадровой речи, высвечивает некоторые смыслы и даже создает новые.
В качестве методологической базы для анализа фильмов были применены тезисы из теоретических работ о звуке в кино С. М. Эйзенштейна и Б. Балаша.
Об авторе
Ф. Ф. СоломенцевРоссия
Соломенцев Ф. Ф. — аспирант;
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Шак Т. Ф. Музыка в структуре медиатекста (на материале художественного и анимационного кино): дисс. … д-ра искусствоведения: 17.00.02. Краснодар. 2010. 332 с.
2. Русинова Е. А. Формирование звуковых пространств в кинематографе: автореф. дисс. ... д-ра искусствоведения: 17.00.03. М. 2021. 57 с.
3. Гитис М. И. Структурные особенности звукозрительного контрапункта, используемого в качестве комического приема // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 3. C. 196–203.
4. Бугаева Л. Д. Аудиовизуальная метафора в интертекстуальном пространстве фильма // Эстетика звука на экране и в книге: Мат-лы всерос. науч.-практ. конф. М.: ВГИК, 2016. С. 3–14.
5. Эйзенштейн С. М. Будущее звуковой фильмы. Заявка (1928) // Избранные произведения: в 6 т. М.: Искусство, 1964. Т. 2. С. 315–316.
6. Эйзенштейн С. М. Монтаж. М.: Музей кино, 2000. 592 с.
7. Руссоло Л. Искусство шумов // Противодействие энтропии. 2015. URL: https://www.etheroneph.com/audiosophia/112-lrussolo-iskusstvo-shumov.html (дата обращения: 06.02.2024)
8. Murray Schafer R. The new soundscape: a handbook for the modern music teacher. Scarborough, Ontario: Berandol Music Limited, 1969. 67 p.
9. Балаш Б. Кино: становление и сущность нового искусства. М.: Прогресс, 1968. 328 с.
10. Maher P. One Big Soul: An Oral History of Terrence Malick. Morisville: Lulu Press, 2015. 194 p.
11. Chion M. The Thin Red Line. London: BFI Film Classics, 2004. 96 p.
12. West R. Ryan Gosling, Michael Fassbender Kick Off SXSW 2017 With ‘Song to Song’ // Entertainment Tonight Canada. 11 Mar 2017. 3:07 PM. URL: http://etcanada.com/news/210629/ryan-gosling-michael-fassbender-kick-off-sxsw-2017-with-song-to-song/ (дата обращения: 06.02.2024)
13. Rancière J. The Future of the Image / Transl. from French by Gr. Elliott. London; New York: Verso, 2007. 147 p.
14. Rybin St. Terrence Malick and the Thought of Film. Maryland: Lexington Books; 1st edition, 2011. 236 p.
15. Вьежбицки Д. Звуковой ряд как музыка: о новых путях в изучении киноискусства Закадровое искусство истории и теории киномузыки //Вестник Московской консерватории. 2013. № 3. S. 120–135.
16. Miller Henry K. «Song to song» // Sight and Sound. 2017. №. 27. Р. 58–59.
17. Kerstein B. The Beautiful Light: A Contemplation of Terrence Malick // The Federalist. 2013. URL: https://thefederalist.com/2013/12/19/beautiful-light-contemplation-terrence-malick/ (дата обращения: 06.02.2024)
18. Гайслер Н.-Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб.: Библия для всех, 2004. 184 с.
19. Долин А. Крест неверия. На Венецианском кинофестивале показали новые работы Теренса Малика и Ульриха Зайдля // ГАЗЕТА.РУ. 03 сент. 2012. URL: https://www.gazeta.ru/culture/2012/09/03/a_4750437.shtml (дата обращения: 06.02.2024)
Рецензия
Для цитирования:
Соломенцев Ф.Ф. Звуковая партитура фильмов Терренса Малика (на примере второго периода творчества). Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(6):158-176.
For citation:
Solomentsev F.F. The Sound Score of movies by Terrence Malick (on the example of his second working period). Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(6):158-176. (In Russ.)