Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Звуковая партитура фильмов Терренса Малика (на примере второго периода творчества)

Аннотация

В статье ставится проблема многоаспектного драматургического взаимодействия визуального и аудиального рядов фильма, способствующего концептуальному единству произведения. Музыка, речь и шумы, составляющие звуковую партитуру фильмов, образуют значимый, практически самодостаточный художественный компонент кинотекста. Данное явление рассматривается на примере кинокартин второго периода творчества Терренса Малика.

В результате анализа звуковых партитур фильмов сделан вывод, что включение в них авторской музыки, а также большого количества шумов и закадровой речи, высвечивает некоторые смыслы и даже создает новые.

В качестве методологической базы для анализа фильмов были применены тезисы из теоретических работ о звуке в кино С. М. Эйзенштейна и Б. Балаша.

Об авторе

Ф. Ф. Соломенцев
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия

Соломенцев Ф. Ф. — аспирант;

ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023



Список литературы

1. Шак Т. Ф. Музыка в структуре медиатекста (на материале художественного и анимационного кино): дисс. … д-ра искусствоведения: 17.00.02. Краснодар. 2010. 332 с.

2. Русинова Е. А. Формирование звуковых пространств в кинематографе: автореф. дисс. ... д-ра искусствоведения: 17.00.03. М. 2021. 57 с.

3. Гитис М. И. Структурные особенности звукозрительного контрапункта, используемого в качестве комического приема // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 3. C. 196–203.

4. Бугаева Л. Д. Аудиовизуальная метафора в интертекстуальном пространстве фильма // Эстетика звука на экране и в книге: Мат-лы всерос. науч.-практ. конф. М.: ВГИК, 2016. С. 3–14.

5. Эйзенштейн С. М. Будущее звуковой фильмы. Заявка (1928) // Избранные произведения: в 6 т. М.: Искусство, 1964. Т. 2. С. 315–316.

6. Эйзенштейн С. М. Монтаж. М.: Музей кино, 2000. 592 с.

7. Руссоло Л. Искусство шумов // Противодействие энтропии. 2015. URL: https://www.etheroneph.com/audiosophia/112-lrussolo-iskusstvo-shumov.html (дата обращения: 06.02.2024)

8. Murray Schafer R. The new soundscape: a handbook for the modern music teacher. Scarborough, Ontario: Berandol Music Limited, 1969. 67 p.

9. Балаш Б. Кино: становление и сущность нового искусства. М.: Прогресс, 1968. 328 с.

10. Maher P. One Big Soul: An Oral History of Terrence Malick. Morisville: Lulu Press, 2015. 194 p.

11. Chion M. The Thin Red Line. London: BFI Film Classics, 2004. 96 p.

12. West R. Ryan Gosling, Michael Fassbender Kick Off SXSW 2017 With ‘Song to Song’ // Entertainment Tonight Canada. 11 Mar 2017. 3:07 PM. URL: http://etcanada.com/news/210629/ryan-gosling-michael-fassbender-kick-off-sxsw-2017-with-song-to-song/ (дата обращения: 06.02.2024)

13. Rancière J. The Future of the Image / Transl. from French by Gr. Elliott. London; New York: Verso, 2007. 147 p.

14. Rybin St. Terrence Malick and the Thought of Film. Maryland: Lexington Books; 1st edition, 2011. 236 p.

15. Вьежбицки Д. Звуковой ряд как музыка: о новых путях в изучении киноискусства Закадровое искусство истории и теории киномузыки //Вестник Московской консерватории. 2013. № 3. S. 120–135.

16. Miller Henry K. «Song to song» // Sight and Sound. 2017. №. 27. Р. 58–59.

17. Kerstein B. The Beautiful Light: A Contemplation of Terrence Malick // The Federalist. 2013. URL: https://thefederalist.com/2013/12/19/beautiful-light-contemplation-terrence-malick/ (дата обращения: 06.02.2024)

18. Гайслер Н.-Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб.: Библия для всех, 2004. 184 с.

19. Долин А. Крест неверия. На Венецианском кинофестивале показали новые работы Теренса Малика и Ульриха Зайдля // ГАЗЕТА.РУ. 03 сент. 2012. URL: https://www.gazeta.ru/culture/2012/09/03/a_4750437.shtml (дата обращения: 06.02.2024)


Рецензия

Для цитирования:


Соломенцев Ф.Ф. Звуковая партитура фильмов Терренса Малика (на примере второго периода творчества). Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(6):158-176.

For citation:


Solomentsev F.F. The Sound Score of movies by Terrence Malick (on the example of his second working period). Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(6):158-176. (In Russ.)

Просмотров: 57


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)