Тема гендерных конфликтов в балетных версиях «Укрощения строптивой» Дж. Кранко и Ж.-К. Майо
Аннотация
Комедия «Укрощение строптивой» У. Шекспира стала источником многочисленных сценических, экранных версий и спектаклей в музыкальном театре (мюзикл, опера, балет). Исследование показывает, что в зрелищных жанрах каждой эпохи существовали характерные признаки интерпретации пьесы Шекспира, которые обобщали гендерные черты взаимоотношений и моральные характеристики героев, — от подчинения патриархальным нормам до «битвы полов». Наиболее показательным для интерпретации данной пьесы является жанр балета, поскольку он наглядно характеризует телесные контакты героев произведения и взаимосвязь с их духовными побуждениями.
Несмотря на то, что варианты воплощения «Укрощения строптивой» в драматическом театре, опере, кинематографе, балете и мюзикле уже рассматривались, комплексные исследования особенностей интерпретации гендерного конфликта пьесы в различных театральных жанрах не проводились. Автор строит свое исследование на гипотезе, что характер гендерного конфликта героев в драматургии балета также влияет на характер телесной выразительности в хореографическом воплощении. Версии Кранко, Майо и некоторых других балетмейстеров различаются гендерными смыслообразами, предопределяющими танцевально-пластические решения.
Об авторе
Н. Л. КабачёкРоссия
Кабачёк Н. Л. — канд. искусствоведения, проф., декан факультета худож. творчества;
ул. Киевская, 39, г. Симферополь, 295017.
Список литературы
1. Лулудова Е. М. Экранная судьба пьесы «Укрощение строптивой»: проблемы интерпретации // Успехи гуманитарных наук. 2019. № 5. С. 221–227.
2. Неймарк А. Традиции и современность в опере В. Шебалина «Укрощение строптивой» // Шекспировский сборник. 1961 / Всерос. театр. о-во; ред. А. Аникст и А. Штейн. М.: Изд-во, 1963. 376 с.
3. Хохлова Д. Балет Жана-Кристофа Майо «Укрощение строптивой»: особенности авторской трактовки образов Катарины и Петруччо // Человек и культура. 2022. № 1. С. 32–50.
4. Хохлова Д. Три дуэта Катарины и Петруччо в балете Джона Кранко «Укрощение строптивой»: к вопросу хореографической трактовки литературного первоисточника // Культура и искусство. 2022. № 3. С. 1–15.
5. Шекспир на новый лад=ShakespeaRe-Told: [мини-сериал, состоящий из четырех телефильмов по пьесам Уильяма Шекспира. BBC One, ноябрь 2005 г.]. Text: electronic // URL: https://en.wikipedia.org/wiki/ShakespeaRe-Told (дата обращения: 16.11.2023).
6. Werbowsky Ira. Budapest Staatsoper: Der widerspenstigen zähmung — unterhaltsames Shakespeare-Ballett zur Saisoneröffnung Text: electronic // URL: https://onlinemerker.com/budapest-staatsoper-der-widerspenstigen-zaehmung-unterhaltsames-shakespeare-ballett-zur-saisoneroeffnung/ (дата обращения: 16.11.2023).
7. Нельс С. М. Шекспир на советской сцене. М.: Искусство, 1960. 506 с.
8. Sonderhoff J. Musical / Joachim Sonderhoff, Peter Weck. Augsburg: Weltbild Verlag, 1996. 276. S.
9. Livio A. L’age d’homme / Antoine Livio. Lausanne. 2004. 280 s.
10. Черкашина М. Балетная «шекспириана» в Баварской опере // Танец в Украине и мире. 2011. № 2. С. 16–17.
11. Der Widerspenstigen Zähmung. Bayerisches staatsballett von John Cranko // München. 2017. S. 84.
12. Кузнецова Т. Самобичевание танцем // Коммерсант. 2010. 24 февраля (№ 31).
13. Укрощение строптивой. О спектакле [Большой театр: сайт]. URL: https://bolshoi.ru/performances/ballet/taming (дата обращения: 16.11.2023).
14. Mackrell J. The Taming of the Shrew review – Bolshoi’s furiously funny battle of the sexes // The Guardian. 2016. August 4.
Рецензия
Для цитирования:
Кабачёк Н.Л. Тема гендерных конфликтов в балетных версиях «Укрощения строптивой» Дж. Кранко и Ж.-К. Майо. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(6):6-18.
For citation:
Kabachek N.L. The Theme of Gender Conflicts in the Ballet Versions of The Taming of the Shrew by Jh. Cranco and J.-C. Maillot. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(6):6-18. (In Russ.)