Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Орнаментика в вокальных трактатах Мануэля Гарсиа-сына и Генриэтты Ниссен-Саломан: парижский метод и его трансляция в практике Петербургской консерватории.

Аннотация

Статья посвящена орнаментике в трактатах представителей вокальной школы Парижской консерватории Мануэля Гарсиа-сына и его ученицы Генриэтты Ниссен-Саломан. Особое внимание обращено на учение об украшениях, которое, благодаря профессору пения Генриэтте Ниссен-Саломан, было апробировано в Петербургской консерватории с 1860 по 1872 год и в 1878/1879 учебном году. Опора на трактаты «Метод пения» Парижской консерватории (фр. — «La Méthode de chant du Conservatoire de musique…», 1803/1804), созданный комиссией педагогов во главе с итальянцем Бернардо Менгоцци, «Полный трактат по искусству пения» («Traite complet de l’Art du Chant», 1840) Мануэля Гарсиа-сына, «Школа пения Генриэтты Ниссен-Саломан» позволяет раскрыть особенности теоретико-практических знаний, адаптируемых в России. Сорокалетняя дистанция между трактатами помогает осмыслить динамику процесса корректировки содержания перечня орнаментики. Наблюдаемый в трактатах терминологический полилингвизм, представляется важным для понимания процесса наследования традиции. Трансляция Парижского учения в Петербурге показывает устойчивость ориентации вокальной педагогики на абсорбацию методов старых итальянских мастеров и неизменное стремление адаптировать их к новой художественной реальности. Предпринятый анализ убеждает в том, что современные стереотипы и представления об украшениях, транслируемые сегодня в педагогической практике вокалистов, не только не соответствуют исторической действительности второй половины XIX века, но и в некоторых случаях прямо противоречат аутентичным принципам прошлого

Об авторе

Д. В. Чеблыков
Академия хорового искусства имени В. С. Попова
Россия

Чеблыков Д. В. — аспирант, певец

ул. Фестивальная, д. 2, Москва,
125565, Россия.



Список литературы

1. Ниссен-Саломан Г. Школа пения Генриэтты Ниссен-Саломан: новое издание. СПб: Бессель, [б. г.] Ч. 1. 95 с.

2. Mengozzi B. Gesanglehre des Conservatoriums der Musik in Paris. Leipzig: Hoffmeister & Kühnel, 1804. 110 S.

3. Garcia M. Traite complet de l’Art du Chant. Paris: E. Troupenas, et Co, Éditeurs de Musique, 1840. 83 p.

4. Ниссен-Саломан Г. Школа пения Генриэтты Ниссен-Саломан. Theorique: с некрологом / Предисл. издателя. СПб.: Бессель, 1881. Ч. 1–2. 439 с.

5. Varela D. de S. J. Compendio de musica, theorica, e prática: porto Na Typ. De Antonio Alvarez Ribeiro, 1806. 129 р.

6. Petri J.-S. Anleitung zur praktischen Musik. Lauban. 1767. 65 S.

7. Champion de Chambonnières J. Les pieces de clavessin de Monsieur de Chambonnieres. Paris.1670. 71 р.

8. Anglebert J.-H. Pieces de clavecin composées par J. Henry d’Anglebert ordinaire de la musique de la Chambre du Roy avec la maniere de les joüer. Diverses chaconnes, ouvertures, et autres airs de Monsieur de Lully mis sur cet instrum.t Quelques fugues pour l’orgue. Et les principes de l’accompagnement. Livre premier. 1689. 160 р.

9. Danhauser A.-L. Théorie de la musique / par A. Danhauser. Paris: H. Lemoine Éditeur,1872. 144 р.


Рецензия

Для цитирования:


Чеблыков Д.В. Орнаментика в вокальных трактатах Мануэля Гарсиа-сына и Генриэтты Ниссен-Саломан: парижский метод и его трансляция в практике Петербургской консерватории. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(4):146-157.

For citation:


Cheblykov D.V. Ornamentation in the vocal treatises of Manuel Garcia (son) and Henrietta Nissen-Saloman: The Paris method and its implementation into the practice of the Petersburg conservatory. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(4):146-157. (In Russ.)

Просмотров: 61


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)