Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Слово, образ, действие: живые картины в теории изобразительного и театрального искусства XVII−XVIII веков

Аннотация

В статье предпринята попытка воссоздать теоретические предпосылки формирования практики живых картин во Франции конца XVIII века. Основу исследования составляет корпус текстов западноевропейских теоретиков и практиков изобразительного искусства и театра, в которых развиваются идеи о взаимодействии театра и живописи — от античных трактатов до трудов эпохи Просвещения. Особое внимание уделено трудам французских авторов XVII–XVIII веков, благодаря которым сформировался новый язык описания искусства. Методология, примененная в исследовании, включает подходы искусствоведения и театроведения, что позволяет комплексно рассмотреть проблему, находящуюся на стыке двух видов искусств. Новизна определяется работой с малоизученными в российской науке материалами и источниками по теории и истории живых картин, работой с периодическими изданиями, а также попыткой изучить происхождение и выстроить причинно-следственные связи между театром и живописью через призму феномена живых картин.

Об авторе

А. М. Зиновьева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ; Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Россия

аспирант

ул. Старая Басманная, д. 21/4, Москва, 105066

ул. Волхонка, д. 12, Москва, 119019



Список литературы

1. Картина живая // Пави П. Словарь театра / под ред. К. Разлогова. М.: Прогресс, 1991. С. 139.

2. Harrison C. Theatricals and Tableauex Vivants for Amateurs. London: L. Upcott Gill, 1882. 126 p.

3. Живые картины // Баженов А. Н. Сочинения и переводы: в 2 т. М.: Типография Косогорова, 1869. Т. 1. С. 271−276.

4. Hibberd S. Belshazzar’s Feast and the operatic imagination // Hibberd S., Wrigley R. Art, Theatre, and Opera in Paris, 1750-1850: Exchanges and Tensions. Surrey: Ashgate Publishing, 2014. P. 107.

5. Lano P. de. Les Bals Travestis et les Tableaux Vivants sous le Second Empire. Paris: H. Simonis Empis, 1893. 133 p.

6. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. От истоков до середины XVIII века. СПб.: Лань; Планета Музыки, 2008. 320 с.

7. Шмитт Ж.-К. Историк и изображения // Слово и образ в средневековой культуре / под ред. А. Я. Гуревича. М.: Наука, 2002. С. 9−29.

8. Mâle E. L’art religieux de la fin du moyen âge en France: en 2 parties. Paris: Librairie A. Colin, 1908. P. 1. 584 p.

9. Хёйзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах: в 3 т. / пер. и сост. Д. В. Сильвестров. М.: Прогресс; Культура, 1995. Т. 1 416 с.

10. Eck C. van, Bussels S. The Visual Arts and the Theatre in the Early Modern Europe // Theatrality in Early Modern Art and Architecture. Chichester: Wiley-Blackwell, 2011. 195 p.

11. Bussels S. Making the Most of Theatre and Painting: The Power of Tableaux Vivants in Joyous Entries from the Southern Netherlands (1458-1635) // Association of Art Historians. 2010. April. P. 236−247.

12. Tammen B. R. A Feast of the Arts: Joanna of Castile in Brussels, 1496 // Early Music History. 2011. Vol. 30. P. 213−248.

13. Elsner J. Art History as Ekphrasis // Art History. 2010. February. P. 10–27.

14. Thayer H. S. Plato’s Quarrel with Poetry: Simonides // Journal of the History of Ideas. 1975. № 1. P. 3−26.

15. Гассенди П. Сочинения: В 2 т. / Пер. с лат. А. Гутермана. М.: Мысль, 1966. Т. 2. 836 с.

16. Дьяков А. В. Философская традиция во Франции: классический век и его самосознание. М.: Политическая энциклопедия, 2021. 263 с.

17. Нефёдова Л. К. Философско-антропологический смысл требования триединства в классицизме // Гуманитарные исследования. 2017. № 2 (15). С. 32−36.

18. Литературные манифесты западноевропейских классицистов / Собр. текстов, вступ. ст. и общ. ред. Н. П. Козловой. М.: Изд-во МГУ, 1980. 624 с.

19. Lee W. R. Ut Picturа Poesis: The Humanistic Theory of Painting // The Art Bulletin. 1940. № 4. P. 197−269.

20. Винчи Л. да. Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором // Винчи Л. да. 1452–1519. Избранные произведения: в 2 т. / Пер., вступ. ст., коммент. А. А. Губера, А. К. Дживилегова, В. П. Зубова; ред. А. К. Дживелегова, А. М. Эфроса. М., Л.: Академия, 1935. Т. 2. С. 53−84.

21. Мастера искусства об искусстве: избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: в 4 т. / Под общ. ред. А. Аркина, Б. Терновца. М.; Л.: ОГИЗ, 1938. Т. 1. 626 с.

22. Кизор Г. Никола Пуссен / Пер. Е. И. Ильиной. М.: Арт-Родник, Taschen, 2008. 96 с.

23. Гвоздев А. А., Пиотровский А. И. История европейского театра: Античный театр. Театр эпохи феодализма. М.: ГИТИС, 2013. 438 с.

24. Coypel A. L’excellence de la peinture // Jouin H. Conférences de l’Académie Royale de peinture et de sculpture: recueillies, annotèes et prècèdèes d’une ètude sur les artistes écrivains. Paris : Quantin, Imprimeur-éditeur, 1883. 415 p.

25. Новерр Ж.-Ж. Письма о танце / Пер. и ред. А. А. Гвоздева. СПб.: Лань; Планета Музыки, 2007. 384 с.

26. Корндорф А. Фантом и ремесло. Театральная сценография Нового времени: от законов архитектуры к принципам живописи // Искусствознание. 2016. № 1–2. С. 378−425.

27. Дидро Д. Собрание сочинений: в 10 т. / Пер. Р.И. Линцер; под общ. ред. И. К. Луппола. М.; Л.: Академия, 1936. Т. 5: Театр и драматургия 658 с.

28. Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры / Пер. С. Кулланда, Т.В. Доброницкая. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 384 с.

29. Сулимова А. В. Дени Дидро и Жан-Батист Грёз: по страницам «Салонов» // «Салоны» Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века: издание к выставке 6 июня-1 октября 2023 года: каталог. М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2023. С. 136−143.

30. Collé C. Juillet 1754 // Journal et mémoires de Charles Collé sur les hommes de lettres les ouvrages dramatiques et les évènements les plus mémorables du règne de Louis XV: 1748−1772. In 3 vol. Vol. 1. Genève. 1868. P. 428.

31. Дидро Д. Салоны: в 2 т. / пер. И. Я. Волевич, Ю. М. Денисова, В. Г. Дмитриева, С. В. Шкунаева; вступ. ст., общ. ред. Л. Я. Рейнгарлт. М.: Искусство, 1989. Т. 1. 270 с.

32. Ranzini P. «Il ventaglio» e il tableau vivant. Diderot e Goldoni // Journée d’étude internationale : Le théâtre de Carlo Goldoni: organisée par Christian Del vento et Pierre Musitelli, École normale supérieure Paris et Université Paris 3, 10 janvier 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/7038382/Goldoni_Diderot (дата обращения: 21.02.2024).

33. Frantz P. L’esthétique du tableau dans le théâtre du XVIIIe siècle. Paris: Presses Universitaires de France, 1998. 272 p.

34. Лессинг Э. Г. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии / под. общ. ред. М. Лившица. М.-Л.: Академия, 1936. 519 с.

35. Schlipphacke H. Reimagining Diderot’s Aesthetics: Lessing’s Dramatic Tableaux // Lessing Yearbook / Jahrbuch XLVI. Göttingen: Wallstein Verlag, 2019. P. 71−90.


Рецензия

Для цитирования:


Зиновьева А.М. Слово, образ, действие: живые картины в теории изобразительного и театрального искусства XVII−XVIII веков. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(2):154-170.

For citation:


Zinovyeva A.M. Word, image, performance: living pictures in the theory of fine arts and theater of the 17th−18th centuries. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(2):154-170. (In Russ.)

Просмотров: 154


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)