Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

«Эластичная форма» Генри Коуэлла как новый опыт построения гибкого музыкально-хореографического пространства

Аннотация

Статья посвящена феномену эластичной музыкальной формы американского композитора Генри Коуэлла. Отправной точкой создания такого типа формы стало сотрудничество с хореографом Мартой Грэм. Осознавая проблемы, сопутствующие сложным взаимоотношениям музыки и танца, Коуэлл размышлял над недостатками явления, определяемого им как «интерпретативный танец», подразумевая, что музыка была создана прежде хореографии, и хореографу оставалось руководствоваться исключительно завершенным музыкальным материалом. В статье также приводятся идеи создания мобильной формы для хореографии Джона Кейджа, сотрудничавшего с Мерсом Каннингемом в концептуализации хореографической алеаторики. Кроме проблемы взаимодействия музыки и танца, в статье также анализируются процессы трансформации самого музыкального пространства, его вариабельность, проявившаяся также в творчестве композиторов эпохи «второго авангарда»: К. Штокхаузена, П. Булеза, Э. Брауна, Я. Ксенакиса и Дж. Зорна. Итогом статьи становится констатация того, что концепция «эластичной формы» Коуэлла стала отправной точкой принципиально нового подхода к формообразованию композиторов-сериалистов эпохи «второго авангарда», которые, в сущности, продолжили идеи Коуэлла, бросив вызов линейности причинно-следственных связей.

Об авторе

С. Г. Белых
Институт современного искусства
Россия

аспирант

ул. Новозаводская, д. 27а, Москва, 121309



Список литературы

1. Cowell H. New musical resources. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. 178 p.

2. Miller L. Henry Cowell and Modern Dance: the genesis of elastic form // American Music. 2002. Vol. 20. No. 1. P. 3–10.

3. Teck K. Making music for modern dance: collaboration in the formative years of a new American art. New York: Oxford University Press, 2011. 126 р.

4. Robinson S. Percy Grainger and Henry Cowell: Concurrences Between Two “Hyper- Moderns”. // The Musical Quarterly. 2011. № 94 (3). P. 278–324.

5. Pritchett J. The Music of John Cage// Perspectives of New Music. 1996. Vol. 34. No. 2. P. 216–223.

6. Донцева Н. В. Бернд Алоиз Циммерман. О будущем балета: попытка реформирования / Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 2. С. 194–199.

7. Cowell H. Relating Music and Concert Dance // Dance Observerю 1937. No. 1 (4). P. 7–8.

8. Переверзева М. В. Хореографическая алеаторика М. Каннингема в контексте мобильных произведений искусства // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 4 (57). С. 71–91.

9. Cowell H. New Sounds for the Dance // Dance Observer. 1941. № 5. P. 64–69.

10. Кейдж Дж. Тишина. Лекции и статьи / пер. с англ. и коммент. Г. Дурново, В. Когана, Е. Миллер, М. Переверзевой и др. Вологда: Библиотека московского концептуализма Германа Титова, 2012. 384 с.

11. Tenney J. Meta-Hodos: a phenomenology of 20th century musical materials and an approach to the study of form. Lebanon: Frog Peak Music, 2000. 62 р.

12. Schaeffer P. A la recherche d’une musique concrete. Paris: Seuil, 1952. 232 p.

13. Wertheimer M. Ueber Gestalttheorieю Lecture before the Kant Gesellschaft [reprinted in translation in A Source Book of Gestalt Psychology / Ed. Ellis W. D. New York: Harcourt, 1938. P. 1–11.

14. Петрусева Н. Пьер Булез: эстетика и техника музыкальной композиции. М; Пермь: Реал, 2002. 352 с.

15. Read R. C., Yen L. A Note on the Stockhausen Problem. // Journal of Combinatorial Theory. 1995. №. 76 (1). P. 1–10.

16. Zorn J. The Game Pieces / C. Cox & D. Warner (Eds.) // Audio culture: readings in modern music. London: Continuum, 2004. 206 p.

17. Welsh J. P. Open Form and Earle Brown’s Modules I and II // Perspectives of New Music. 1967. № 32 (1). p. 255.

18. Brown E. Panel Discussion: Notational Problems. Paper press(1967). [Электронный ресурс] URL:https://www.professores.uff.br/ricardobasbaum/wpcontent/uploads/sites/164/2023/05/Vickery_Scores.pdf ented at the American Society of University Professors. 1970 (дата обращения: 10.09.2024).

19. Reich S. Writings on Musicю Oxford: Oxford University Press Inc, 254 p.

20. Reich S. Music as a Gradual Process (1968) [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&opi=89978449&url=http://musicgrad.ucsd.edu/~dwd/2014_music14/reich.pdf&ved=2ahUKEwiUl-2r67mFAxXbFxAIHReUDsQQFnoECB8QAQ&usg=AOvVaw0NG_6w-fZitFTgK1rz2x-x (дата обращения: 10.04. 2024).


Рецензия

Для цитирования:


Белых С.Г. «Эластичная форма» Генри Коуэлла как новый опыт построения гибкого музыкально-хореографического пространства. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(2):115-136.

For citation:


Belykh S.G. Henry Cowell’s “Elastic Form” as a new experience in building a flexible musical and choreographic space. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(2):115-136. (In Russ.)

Просмотров: 98


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)