Символические и аллегорические образы языка танца Цам
Аннотация
Цам — это религиозное обрядовое действие, сформировавшееся в Тибете и получившее широкое распространение в буддийском мире. С точки зрения художественных форм Цам включает в себя хореографию, музыку, костюмы и маски. Для выражения «диалога между богами и людьми» Цам опирается на тело, звуки, чувства и демонстрирует высокую степень соединения танцевального искусства и религии. Его можно охарактеризовать как искусство в религии, или религию в искусстве. В статье показано, как изучение всех аспектов танцевального языка способствует пониманию его смыслового содержания. Накапливая знания об особенных танцевальных движениях ритуального танца мистерии Цам, верующие познают буддийское учение.
Ключевые слова
Об авторе
Ван ЛиРоссия
аспирант
Исаакиевская пл., д. 5, Санкт-Петербург, 190000
Список литературы
1. Батнасангийн С. Религиозно-исторические начала монгольского театра // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 320. С. 72–75.
2. Вэй Кансай. Перевод с примечаниями книги «Вэй Се» / пер. Бама Басанг Вангдуй. Лхаса: Тибетское народное издательство, 2012. 161 с. На кит. яз. [韦·囊赛.译:巴擦· 巴桑旺堆.《韦协》译注.西藏人民出版社. 2012. 161页].
3. Ба Селанг. Завещание. Ба. Лхаса: Народное издательство, 1982. 458 с. На тибет. яз. [dpa’ ser nang《dba’ bzhed》mi rigs dpe skrun khang. 1982. 458].
4. Жизнь и освобождение Падмасамбхавы. 1987. 598 с. На тибет. яз. [《pad ma bka’ thang》drug pa le’u bcu.lam lugs lag bstar byas wol thu bhod ri gnyan btsan lha 1987 lo p. 598].
5. Пять священных заповедей. Раздел 1. Злые и добрые духи. 1986. 687 с. На монгол. яз. [Tavan maxbodin suurgaal. nèigduugar buleg. čuutgèr sajxlsnee xsege. 1986 one 687 xuudas].
6. Далай-лама V. Записки царских сановников Тибета / пер. Лю Ицянь. Пекин: Национальное издательство, 2000. 356 с. На кит. яз. [五世达赖喇嘛,《西藏王臣 记》,刘立千译,民族出版社,北京,2000,356页].
7. Хэ Юнцай. Введение в тибетский танец. Китайский Тибет. Лхаса: Тибетское народное издательство, 1988. 140 с. На кит. яз. [何永才. – 西藏舞蹈概说. – 西藏人 民出版社.拉萨. 1988. 页140].
8. Гунчжу Юандан Гьяцо. Собрание знаний. Т. 2. Пекин: Народ. изд-во, 1982. 608 с. На тибет. яз. [Bzo pa mkhas grub rgya mtshos bstan don/_shes bya’i bsdoms ‘bor (deb gong ma dang deb ‘bring ba, 1982. mi rigs dpe skrun khang.shog ngos. 608].
9. Тондруб Ванбень. Исследование тибетских божеств. Пекин: Изд-во социальных наук Китая, 1990. 166 с. На кит. яз. [丹珠昂奔. 藏族神灵论. – 北京: 中国社会科学出 版社, 1990. 166页].
10. Сян Цзянтао. Диалог с «душой»: исследование танцев Цама // Лхаса: Вестник Тибетского университета. Тибетология, 2009. № 1. С. 108–111. На кит. яз. [项江涛. 与»灵魂»的对话—关于»羌姆»舞蹈的探析. 西藏大学学报. 2009年第001期. 108–11页].
11. Бай Янвэй. Анализ тибетского религиозного танца Цам // Драматический театр. 2015. № 12. С. 141. На кит. яз. [白彦伟. 西藏宗教舞蹈羌姆的舞蹈性分析. 戏剧之家. 2015. 141页].
12. Камауджи. Изучение танца Дхармы секты Гелуг тибетского буддизма на примере Цам храма Лонгву в Регонге: дис. … магистра. Северо-Западный университет национальностей. 2016. 58 с. На кит. яз. [卡毛吉. 藏传佛教格鲁派法舞的研究—以 热贡隆务寺“羌姆”为例. 西北民族大学. 2016. 58页].
13. Со Вэньцин. Значение масок в жертвоприношениях тибетского буддизма // Вестник Центрального университета национальностей. Пекин: 1998. № 4.С. 58–62. На кит. яз. [索文清. 面具在藏传佛教祭祀活动中的应用 // 中央民族大学学 报. –北京1998. –第四期. 58–62页.].
14. Юэ Лан. Значение жизни в Цам тибетского буддизма. Журнал Кайфэнского института образования. 2014. № 3. С. 257–259. На кит. яз. [岳岚. 藏传佛教羌姆中 生命的内涵. 开封教育学院学报. 2014. 第三期. 257–259页].
Рецензия
Для цитирования:
Ли В. Символические и аллегорические образы языка танца Цам. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(2):69-80.
For citation:
Li W. Symbolic and allegorical images of the Tsam dance language. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(2):69-80. (In Russ.)