Особенности претворения мифа о Морской деве в балете «Русалка» У Цзуцзяна и Ду Минсиня
Аннотация
Статья посвящена особенностям интерпретации характерного для мифологий многих народов мифа о Морской деве в балете «Русалка» У Цзуцзяна и Ду Минсиня, поставленном в 1959 году. Действенным инструментом выявления специфики китайской трактовки выступает сравнительный анализ сценических реализаций сюжета о Морской деве в европейской, русской и китайской культурах. Внимание уделяется ментальным основаниям национальных интерпретаций, регламентирующих интонационную драматургию музыкально-сценических произведений, способы их претворения в условиях присутствия в сознании концепта двоемирия. За национальные различия в постановках отвечают поиски и находки различных композиторов в приемах воплощения в музыке образа Морской девы; обращение к национальному фольклору и его использование в художественном произведении на русалочий сюжет.
В статье акцентируются принципиально отличные от европейских и русских основания китайской интерпретации русалочьего мифа, обусловленные закрепившейся в многовековой культурной традиции концепцией единства человека и природы. Такая трактовка рассматриваемого мифа помогает лучше понять культурные коды Китая в условиях множащихся межнациональных контактов.
Об авторе
Н. И. ВербаРоссия
д-р искусствоведения, доцент
наб. реки Мойки, д.48, Санкт-Петербург, 191186
Список литературы
1. Мелетинский Е. М. Мифологическое мышление. Категории мифов // От мифа к литературе. М.: РГГУ, 2000. С. 24–31.
2. Веселовский А. Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа 1989. 406 с.
3. Зиновьева А. Ю. Бродячие сюжеты // Литературная энциклопедия терминов и понятий / А. Н. Николюкин; Институт научной информации по общественным наукам РАН. М.: Интелвак, 2001. С. 99–100.
4. Верба Н. И. Архетипический образ морской девы в музыкальной культуре: дис. … д-ра искусствоведения. СПб. 2021. 562 с.
5. Книга гор и морей (Шань хай цзин) / пер. и ком. Э. М. Яншиной. Москва: Наука, 1977. 234 с.
6. Чжоу Яньянь. Образ «美人鱼 / русалка» в русской и китайской традиции: общее и особенное // Научный диалог. 2017. № 5. С. 319–329.
7. Линъюй // Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 2. С. 56–57.
8. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая: изд. 2-е, испр. и доп. / пер. с кит., послесловие Б. Л. Рифтина. М.: Наука, 1987. 527 с.
9. Ян Чэньюй, Шпагина А. Ю. Влияние русского классического балета на становление китайской школы танца // Culture and Civilization. 2023, Vol. 13, Is. 8А. Р. 208–213.
10. Чжан Футун, Гумерова А. Т. Ду Миньсинь. Фортепианная сюита по балету «Русалка»: опыт стилистического и исполнительского анализа // PHILHARMONICA. International Music Journal. 2022. № 4. Р. 27–36.
11. Фан Мэнчжунюань. У Цзуцзян и Ду Миньсинь. Фортепианная сюита «Русалка»: особенности музыкального языка // Научный аспект. 2022. № 4. Т. 1. С. 11–17.
12. Национальная танцевальная драма «Русалка» // Сад Лушань: Журнал Центра художественного образования университета Хунань. № 35 [Электронный ресурс]. URL: https://mp.weixin.qq.com/s/Z7x4LWv1bHQ1yZ-NRDNW7A (дата обращения: 17.12.2023).
13. Верба Н. И. Трансформация архетипического образа морской девы в различных версиях балета «Ундина» Цезаря Пуни и Жюля Перро // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2020. № 1. С. 6–19.
14. Верба Н. И. Особенности интерпретации архетипического образа морской девы и сказки Фридриха де Ла Мотт Фуке «Ундина» в одноименном балете Ханса Вернера Хенце // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2020. № 3. С. 20–36.
15. Wu Zuqiang, Du Mingxin. The Mermaid: Dance drama Suite: Orchestral Score. Beijing: People’s Publishing House, 2004;
16. Видеозапись балета «Русалка» [Электронный ресурс]. URL: https://mp.weixin.qq.com/s/Z7x4LWv1bHQ1yZ-NRDNW7A (дата обращения: 22.12.2023).
17. Верба Н. И. Интерпретация «Русалочки» Г. Х. Андерсена в балете Леры Ауэрбах и Джона Ноймайера: новое звучание и вечные смыслы старого сюжета // Музыковедение. 2021. № 6. С. 24–32.
18. Па-де-де Русалки и Горного Демона [Электронный ресурс]. URL: https://www.bilibili.com/video/BV1Uz411B7i5/?buvid=ZB41B2B03CC59EE54522A000981522E76C58&is_story_h5=false&mid=cpPpF25wzTtIG1GiTtmp4g%3D%3D&p=9&plat_id=116&share_from=ugc&share_medium=iphone&share_plat=ios&share_session_id=58CDAAC0-F348-4970-A52A-B5E2A8852E0A&share_source=COPY&share_tag=s_i&spmid=united.player-video-detail.0.0×tamp=1701852413&unique_k=IADYt0S&up_id=43088421 (дата обращения: 22.12.2023).
19. Бянь Цзушань. Танцевальная драматическая музыка Ду Минсиня // Журнал Центральной консерватории музыки. 1989. № 2. С. 33–35.
Рецензия
Для цитирования:
Верба Н.И. Особенности претворения мифа о Морской деве в балете «Русалка» У Цзуцзяна и Ду Минсиня. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(2):53-68.
For citation:
Verba N.I. Features of the realization of the sea maiden’s myth in the ballet The Mermaid by Wu Zujiang and Du Mingxin. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(2):53-68. (In Russ.)