Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Эволюция актерского искусства на рубеже ХIХ–ХХ веков в контексте социальных перемен и модернистских направлений

Аннотация

В статье сделана попытка определить исторические (рубежа ХIХ−ХХ веков) предпосылки современного положения актера в театре и обществе, когда параллельно с процессом становления режиссерского театра происходило формирование нового «статуса» актера вне режиссуры. На примере творчества крупнейших актрис того времени С. Бернар, Э. Дузе, В. Комиссаржевской, И. Рубинштейн продемонстрировано перерастание актерской игры из роли на сцене в жизненную роль, показано как каждая из выдающихся актрис разрабатывала свой способ актерского существования на основе конкретных художественных моделей.

Об авторе

В. И. Максимов
Российский государственный институт сценических искусств; Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия

Максимов В. И. — д-р искусствоведения, проф.

ул. Моховая, д. 34, Санкт-Петербург, 191028

ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023



Список литературы

1. Каппели А. М. Образы феминизма // История женщин на Западе: в 5 т. СПб.: Алетейя, 2015. Т. 4. С. 464–501.

2. Флес Ж, Перро М. Великое предприятие феминизма // История женщин на Западе: в 5 т. СПб.: Алетейя, 2015. Т. 4. С. 423–425.

3. Беляев Ю. Д. Мисс Дункан // Русский театральный фельетон. Л.: Искусство, 1991. С. 400–401.

4. Блок А. А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. М.: Наука, 2014. Т. 6. Кн. 1. 595 с.

5. Буткова О. Афиши Альфонса Мухи для спектаклей Сары Бернар в контексте мифологии европейского символизма // Париж около 900-х. «Роза + Крест» Жозефена Пеладана. СПб.: Алетейя, 2023. С. 450–456.

6. Платон. Пир // Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 81–134.

7. Lugné-Poe A. M. La Parade. V. 3. Sous les étoiles. Souvenirs de theater (1902–1913). P.: Gallimard, 1933. 299 p.

8. Кухта Е. А. В. Ф. Комиссаржевская // Русское актерское искусство ХХ века. Вып. 1. СПб.: РИИИ, 1992. С. 13–64.

9. Степун Ф. А. Основные типы актерского творчества // Из истории советской науки о театре. 20-е годы. М.: ГИТИС, 1988. С. 70–89.

10. Санкт-Петербургская Театральная библиотека. ОР и РК. Оп. 12. Ед. хр. 66. Л. 1об-3.

11. Мейерхольд В. Э. Переписка, 1896–1939. М.: Искусство, 1976. 464 c.

12. Левинсон А. «Пизанелла, или Душистая смерть» // Мейерхольд в русской театральной критике: 1892−1918. М.: АРТ, 1997. С. 272–279.


Рецензия

Для цитирования:


Максимов В.И. Эволюция актерского искусства на рубеже ХIХ–ХХ веков в контексте социальных перемен и модернистских направлений. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(1):84-98.

For citation:


Maksimov V.I. Evolution of the art of acting in the late 18th and the early 19th in the context of social changes and modernist trend. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(1):84-98. (In Russ.)

Просмотров: 231


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)