«Красный мак» ― «Красный Восток»: к 95-летию постановки балета «Красный мак»
Аннотация
Спектаклю «Красный мак» почти сто лет. В название статьи введены варианты употребления в речи формулировок «красный» и «Восток». Подразумевается, что красный ― это период времени (эпоха Советского строительства 1927–1930-х гг.) и красный ― цветовая доминанта советского мироощущения. «Красный Восток» ― название типографии в Баку, выпустившей брошюру либретто «Красный Мак» для сезона 1928 года (первого гастрольного сезона Большого Академического Московского театра оперы и балета после премьеры Р. М. Глиэра в 1927 г. в Москве) и определение культуры Востока в фокусе художественного видения европейского зрителя.
Обращено внимание на задачи режиссерского видения и зрительскую реакцию в отображении тем Востока, которые не всегда совпадали, оставляя пространство для диалога и поиска взаимопонимания.
Новизна статьи заключается в обращении к истории критики балета «Красный мак». Музыковеды и театроведы активно рецензировали сценические постановки балета на музыку Р. М. Глиэра. Программки из довоенного фонда РНБ (1928–1933), изданные различными типографиями (Москва, Ленинград, Баку, Владивосток, Пермь), содержат отзывы о балете «Красный мак». Тексты критиков и служителей театра (И. И. Соллертинский, В. М. Богданов-Березовский, К. С. Файбушевич) сохранили стилистику восприятия балета, отразили просветительскую риторику. Корпус театральных брошюр объединен грифом «В помощь зрителю». В статье содержится анализ эстетической дидактики популяризаторских форм общения со зрителем, приведены сведения архивов Урала и Дальнего Востока.
Цель статьи ― представление хронологической систематики отзывов о постановках балета «Красный мак» (1927–1933), в том числе и в региональных театрах, что дает возможность осветить сценическое воздействие балета на публику, понять поиск нового пластического языка хореографии довоенного времени.
Об авторе
О. А. ТуминскаяРоссия
Туминская О. А. — д-р искусствоведения, зав. сектором эстетического воспитания методического отдела
ул. Инженерная, д. 4, Санкт-Петербург, 191186
Researcher ID: P-5399-2016
Список литературы
1. Красный Мак. М.–Л.: Теакинопечать, 1929. 16 с.
2. Чэнь Синхэнь. Китайские балеты периода Культурной революции: связь с европейской традицией: автореф. … дисс. канд. искусствоведения. Н. Новгород, 2022. 27 с.
3. Вац А. Б. Официальное танцевальное искусство древнейшего государства Китая (эпоха Шан-Инь) // Вестник ЛГУ имени А. С. Пушкина. 2011. № 4. С. 194–202.
4. Вац А. Б. Танцевальное искусство Китая: история и современность. СПб.: Планета музыки, 2011. 206 с.
5. Фэн Шуанбай. Сто лет истории китайского танца (1900–2000 гг.) [пер. с кит. Ю. М. Чарной]. М.: Восток-Бук, 2015. 408 с.
6. Гао Цзя Синь, Николаева Д. А. Функции и семантика национального китайского танца: традиции и современность // Современная научная мысль. 2019. № 3. С. 205–209.
7. Красный Мак. М.–Л.: Теакинопечать, 1930. 45 с.
8. Киселева Н. В. Балеты Р. М. Глиэра в историко-культурном контексте: дисс. … канд. искусствоведения. СПб.: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2016. 220 с.
9. Киселева Н. В. «Красный мак» Р. М. Глиэра: постановки на сценах европейских театров // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. 2014. № 31 (1–2). С. 32–37.
10. Лопухов Ф. В.-младший. Балетмейстер Ф. В. Лопухов: штрихи к портрету (к 135-летию со дня рождения) // Вестник СПбГИК. 2021. № 1 (46) март. С. 83–86.
11. Королек Б. А. Квартовый скачок: изобретение советского балета и «Красный мак» Глиэра // Музакадемия. 2 (778). 2022. С. 100–125. URL: https://mus.academy/articles/the-quart-leap-the-invention-of-soviet-ballet-and-glieres-the-red-poppy (дата обращения: 25.07.2023).
12. Большой театр: энциклопедия URL: http://knowledge.su/b/bolshoy-teatr (дата обращения: 31.05.2023).
13. Большой Государственный Академический театр. Красный мак. Балет в 3-х действиях и 5 картинах с апофеозом. Музыка Р. М. Глиэра. Либретто М. И. Курилко. Напечатано в Гостипографии «Красный Восток» Бакполиграфа, 1928. 11 с.
14. Чжан Юй. Инструменты создания образа Китая в декорациях балета «Красный мак» // Музей. Памятник. Наследие. 2018. 1 (3). С. 153–159.
15. Красный мак. Балет в 3-х действиях и 6 картинах. Сюжет М. Курилко. Музыка Р. М. Глиэра. Государственное издательство художественной литературы. 1931. М.: Сов. печатник, 1931. 16 с.
16. Чжан Юй. Развитие представлений о китайской культуре в образах Тао Хоа в постановках балета «Красный Мак» в советский период // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 12 (66). С. 25–30.
17. Балет. URL: https://balet.academic.ru/1312/Ленинградский_театр_оперы_и_балета (дата обращения: 31.05.2023).
18. Лiбрето. Харькiвська державопера. «Червоний мак» //Нове мистецтво. Харькiв. 1928. № 1. URL: // C:/Users/%D0%94%D0%BE%D0%BC/Downloads/2fy53bYzhWQynwW3z4yVxP4gSY56IlVzgLaxQJx7E-hrS9seqrz7Jsx0jIViJsku.webp (дата обращения: 25.07.2023).
19. Тремасов А. Всегда со мною. Авторский проект. URL: http://-tremasov.ru/salnikova-aleksandra-fyodorovna (дата обращения: 25.07.2023).
20. Художник Анатолий Петрицкий. URL: https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post469682313 (дата обращения: 25.07.2023).
21. Театральная энциклопедия. URL: http://niv.ru/doc/theatre/encyclopedia/008.htm (дата обращения: 29.07.2023).
22. Фейгмане T. Д. Русские в политической жизни Латвии (1918–1940 гг.). // Диаспоры: Б/и, 2002. № 3. С. 6–27.
23. Бабурова Т. С. «Опереточные дивы с оперным уклоном» в Хабаровске. 1920–1930-е годы // Словесница искусств. 2011. 2 (28). С. 112–116.
24. Глушков А. В, Кудрин А. В. Пермь: на вторых ролях? (1923–1938) // Пермь – Дуйсбург: история промышленных городов в 20–30-е годы XX века: фотоальбом. Пермь: «Траектория», 2017. 159 с. С. 4–9.
25. Балет «Красный мак». 2-я Госопера Урала. гор. Пермь. Сезон 1931–1932. Пермь: Уралполиграф, 1931. 12 с.
26. Музыкальный театр ДВКУЗП. Красный мак. Сцены и танцы сочинены и поставлены балетмейстером Л. Р. Леонидовым. Владивосток: Дальполиграфтрест, 1931–1932. 11 с.
27. Красный Мак. М.–Л.: Теакинопечать, 1930. 45 с.
28. Театральные музеи и архивы России и Русского Зарубежья URL: http://theatre-museum.ru/persons/7044272 (дата обращения: 30.07.2023).
29. Красный мак. Составил В. Богданов-Березовский. Бюро Обслуживания Рабочего Зрителя (БОРЗ). Л.: Сов. печатник, 1933. 28 с.
30. Гюльсара. Музыкальная драма в трех действиях и 4 картинах. Музыка Р. М. Глиэра. Ташкент-Л.: издательство Ташкентского театра, 1938. 11 с.
31. Сапанжа О. С. К истории имен действующих лиц балета Ф. Яруллина «Шурале» // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2022. № 2 (79). С. 24–37.
32. Сапанжа О. С., Баландина Н. А. «Красный мак» и советская повседневная культура. Исторические очерки. К 95-летию балета. СПб.: Свое издательство, 2022. 90 с.
Рецензия
Для цитирования:
Туминская О.А. «Красный мак» ― «Красный Восток»: к 95-летию постановки балета «Красный мак». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(1):21-37.
For citation:
Tuminskaya O.A. The Red Poppy — The Red East (to the 95th anniversary of the production of The Red Poppy ballet). Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(1):21-37. (In Russ.)