Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

«Красный мак» ― «Красный Восток»: к 95-летию постановки балета «Красный мак»

Аннотация

Спектаклю «Красный мак» почти сто лет. В название статьи введены варианты употребления в речи формулировок «красный» и «Восток». Подразумевается, что красный ― это период времени (эпоха Советского строительства 1927–1930-х гг.) и красный ― цветовая доминанта советского мироощущения. «Красный Восток» ― название типографии в Баку, выпустившей брошюру либретто «Красный Мак» для сезона 1928 года (первого гастрольного сезона Большого Академического Московского театра оперы и балета после премьеры Р. М. Глиэра в 1927 г. в Москве) и определение культуры Востока в фокусе художественного видения европейского зрителя.

Обращено внимание на задачи режиссерского видения и зрительскую реакцию в отображении тем Востока, которые не всегда совпадали, оставляя пространство для диалога и поиска взаимопонимания.

Новизна статьи заключается в обращении к истории критики балета «Красный мак». Музыковеды и театроведы активно рецензировали сценические постановки балета на музыку Р. М. Глиэра. Программки из довоенного фонда РНБ (1928–1933), изданные различными типографиями (Москва, Ленинград, Баку, Владивосток, Пермь), содержат отзывы о балете «Красный мак». Тексты критиков и служителей театра (И. И. Соллертинский, В. М. Богданов-Березовский, К. С. Файбушевич) сохранили стилистику восприятия балета, отразили просветительскую риторику. Корпус театральных брошюр объединен грифом «В помощь зрителю». В статье содержится анализ эстетической дидактики популяризаторских форм общения со зрителем, приведены сведения архивов Урала и Дальнего Востока.

Цель статьи ― представление хронологической систематики отзывов о постановках балета «Красный мак» (1927–1933), в том числе и в региональных театрах, что дает возможность осветить сценическое воздействие балета на публику, понять поиск нового пластического языка хореографии довоенного времени.

Об авторе

О. А. Туминская
Государственный Русский музей
Россия

Туминская О. А. — д-р искусствоведения, зав. сектором эстетического воспитания методического отдела

ул. Инженерная, д. 4, Санкт-Петербург, 191186

Researcher ID: P-5399-2016



Список литературы

1. Красный Мак. М.–Л.: Теакинопечать, 1929. 16 с.

2. Чэнь Синхэнь. Китайские балеты периода Культурной революции: связь с европейской традицией: автореф. … дисс. канд. искусствоведения. Н. Новгород, 2022. 27 с.

3. Вац А. Б. Официальное танцевальное искусство древнейшего государства Китая (эпоха Шан-Инь) // Вестник ЛГУ имени А. С. Пушкина. 2011. № 4. С. 194–202.

4. Вац А. Б. Танцевальное искусство Китая: история и современность. СПб.: Планета музыки, 2011. 206 с.

5. Фэн Шуанбай. Сто лет истории китайского танца (1900–2000 гг.) [пер. с кит. Ю. М. Чарной]. М.: Восток-Бук, 2015. 408 с.

6. Гао Цзя Синь, Николаева Д. А. Функции и семантика национального китайского танца: традиции и современность // Современная научная мысль. 2019. № 3. С. 205–209.

7. Красный Мак. М.–Л.: Теакинопечать, 1930. 45 с.

8. Киселева Н. В. Балеты Р. М. Глиэра в историко-культурном контексте: дисс. … канд. искусствоведения. СПб.: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2016. 220 с.

9. Киселева Н. В. «Красный мак» Р. М. Глиэра: постановки на сценах европейских театров // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. 2014. № 31 (1–2). С. 32–37.

10. Лопухов Ф. В.-младший. Балетмейстер Ф. В. Лопухов: штрихи к портрету (к 135-летию со дня рождения) // Вестник СПбГИК. 2021. № 1 (46) март. С. 83–86.

11. Королек Б. А. Квартовый скачок: изобретение советского балета и «Красный мак» Глиэра // Музакадемия. 2 (778). 2022. С. 100–125. URL: https://mus.academy/articles/the-quart-leap-the-invention-of-soviet-ballet-and-glieres-the-red-poppy (дата обращения: 25.07.2023).

12. Большой театр: энциклопедия URL: http://knowledge.su/b/bolshoy-teatr (дата обращения: 31.05.2023).

13. Большой Государственный Академический театр. Красный мак. Балет в 3-х действиях и 5 картинах с апофеозом. Музыка Р. М. Глиэра. Либретто М. И. Курилко. Напечатано в Гостипографии «Красный Восток» Бакполиграфа, 1928. 11 с.

14. Чжан Юй. Инструменты создания образа Китая в декорациях балета «Красный мак» // Музей. Памятник. Наследие. 2018. 1 (3). С. 153–159.

15. Красный мак. Балет в 3-х действиях и 6 картинах. Сюжет М. Курилко. Музыка Р. М. Глиэра. Государственное издательство художественной литературы. 1931. М.: Сов. печатник, 1931. 16 с.

16. Чжан Юй. Развитие представлений о китайской культуре в образах Тао Хоа в постановках балета «Красный Мак» в советский период // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 12 (66). С. 25–30.

17. Балет. URL: https://balet.academic.ru/1312/Ленинградский_театр_оперы_и_балета (дата обращения: 31.05.2023).

18. Лiбрето. Харькiвська державопера. «Червоний мак» //Нове мистецтво. Харькiв. 1928. № 1. URL: // C:/Users/%D0%94%D0%BE%D0%BC/Downloads/2fy53bYzhWQynwW3z4yVxP4gSY56IlVzgLaxQJx7E-hrS9seqrz7Jsx0jIViJsku.webp (дата обращения: 25.07.2023).

19. Тремасов А. Всегда со мною. Авторский проект. URL: http://-tremasov.ru/salnikova-aleksandra-fyodorovna (дата обращения: 25.07.2023).

20. Художник Анатолий Петрицкий. URL: https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post469682313 (дата обращения: 25.07.2023).

21. Театральная энциклопедия. URL: http://niv.ru/doc/theatre/encyclopedia/008.htm (дата обращения: 29.07.2023).

22. Фейгмане T. Д. Русские в политической жизни Латвии (1918–1940 гг.). // Диаспоры: Б/и, 2002. № 3. С. 6–27.

23. Бабурова Т. С. «Опереточные дивы с оперным уклоном» в Хабаровске. 1920–1930-е годы // Словесница искусств. 2011. 2 (28). С. 112–116.

24. Глушков А. В, Кудрин А. В. Пермь: на вторых ролях? (1923–1938) // Пермь – Дуйсбург: история промышленных городов в 20–30-е годы XX века: фотоальбом. Пермь: «Траектория», 2017. 159 с. С. 4–9.

25. Балет «Красный мак». 2-я Госопера Урала. гор. Пермь. Сезон 1931–1932. Пермь: Уралполиграф, 1931. 12 с.

26. Музыкальный театр ДВКУЗП. Красный мак. Сцены и танцы сочинены и поставлены балетмейстером Л. Р. Леонидовым. Владивосток: Дальполиграфтрест, 1931–1932. 11 с.

27. Красный Мак. М.–Л.: Теакинопечать, 1930. 45 с.

28. Театральные музеи и архивы России и Русского Зарубежья URL: http://theatre-museum.ru/persons/7044272 (дата обращения: 30.07.2023).

29. Красный мак. Составил В. Богданов-Березовский. Бюро Обслуживания Рабочего Зрителя (БОРЗ). Л.: Сов. печатник, 1933. 28 с.

30. Гюльсара. Музыкальная драма в трех действиях и 4 картинах. Музыка Р. М. Глиэра. Ташкент-Л.: издательство Ташкентского театра, 1938. 11 с.

31. Сапанжа О. С. К истории имен действующих лиц балета Ф. Яруллина «Шурале» // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2022. № 2 (79). С. 24–37.

32. Сапанжа О. С., Баландина Н. А. «Красный мак» и советская повседневная культура. Исторические очерки. К 95-летию балета. СПб.: Свое издательство, 2022. 90 с.


Рецензия

Для цитирования:


Туминская О.А. «Красный мак» ― «Красный Восток»: к 95-летию постановки балета «Красный мак». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(1):21-37.

For citation:


Tuminskaya O.A. The Red Poppy — The Red East (to the 95th anniversary of the production of The Red Poppy ballet). Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(1):21-37. (In Russ.)

Просмотров: 260


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)