Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Интерпретирование музыкальных знаков прошлого в академических произведениях для шестиструнной гитары ХХ — начала XXI века

Аннотация

В музыкальной культуре второй половины ХХ столетия включение инотекста, имеющее место на протяжении всей истории музыки, приобретает особый смысл. Оно становится одним из приемов композиции, принципом организации текста, придающим оригинальность произведению. Вопросы сюжета, превращения звуковых потоков в конкретные или неконкретные образы, определяющиеся интуицией, отодвигаются на второй план, в то время как основной целью работы интеллекта становится выстраивание формы и выбор выразительных средств. Эстетика постмодернизма дает возможность композиторам использовать музыкальные знаки прошлого в теле собственных опусов. Их внедрение, сопоставление становится ярким выразительным и композиционным средством и осмысливается с точки зрения эстетических тенденций постмодернизма. Рассматриваются произведения для гитары, в которых имеют место подобные черты. Приводятся примеры заимствования текста из сочинений композиторов барокко, классицизма, романтизма, адаптирование музыки кино и массовой культуры. Выявлено, что культура постмодерна в результате такой интеграции получает возможность присвоения энергетических ресурсов эпох и жанров, к которым она обращается. Также давно известный музыкальный материал получает новую трактовку в рамках современности

Об авторах

Ю. А. Финкельштейн
Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, Институт «Академия имени Маймонида»
Россия

канд. искусствоведения, доц., доц. каф. музыковедения

ул. Садовническая, 52/45, Москва, 115035



Я. И. Сушкова-Ирина
Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, Институт «Академия имени Маймонида»
Россия

канд. культурологии, проф. каф. симфонического дирижирования и струнных инструментов

ул. Садовническая, 52/45, Москва, 115035



Список литературы

1. Савенко С. Послевоенный музыкальный авангард // Русская музыка и XX век / ред.-сост. М. Арановский. М.: Гос. ин-т искусствознания, М-во культуры Рос. Федерации, 1997. С. 407–432.

2. История отечественной музыки второй половины XX века / отв. редактор Т. Н. Левая. СПб.: Композитор, 2005. 556 с.

3. Губайдулина С. А. О музыкальном материале, форме и времени // Композиторы о современной композиции: хрестоматия / ред.-сост.: Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М.: Мос. гос. конс. им. П. И. Чайковского, 2009. С. 347–356.

4. Тимофеев Я. Владимир Мартынов: «Не дело композитора заниматься содержанием» [Электронный ресурс]. URL: https://mus.academy/articles/ne-delokompozitora-zanimatsya-soderzhaniem (дата обращения: 05.01.2023).

5. Денисов Э. В. Нужно искать новую красоту // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова: статьи, воспоминания, материалы. М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1999. С. 38–40.

6. Сушкова-Ирина Я. И. Создатели и потребители современной художественной культуры: типологический анализ: автореф. дис. ... канд. культурологии. М. 2010. 29 с.

7. Холопова В. Н. Композитор Альфред Шнитке. М.: Аркаим, 2003. 253 с.

8. Шнитке А. Г. Полистилистические тенденции современной музыки // Ивашкин А. Беседы с Альфредом Шнитке. М.: Классика–ХХI, 2019. С. 125–128.

9. Денисов А. В. Интертекстуальность в музыке: исследовательский очерк. СПб.: ГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 46 с.

10. Высоцкая М., Григорьева Г. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну. М.: Мос. конс., 2011. 440 с.

11. Богданова А. Андрей Эшпай: Монографический очерк. 2-е издание, доп. М.: Сов. композитор, 1986. 168 с.


Рецензия

Для цитирования:


Финкельштейн Ю.А., Сушкова-Ирина Я.И. Интерпретирование музыкальных знаков прошлого в академических произведениях для шестиструнной гитары ХХ — начала XXI века. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(2):130-143.

For citation:


Finkelshtein Yu.A., Sushkova-Irina Ya.I. Interpretation of musical signs of the past in academic works for the six–string guitar of the 20th – beginning of the 21st century. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(2):130-143. (In Russ.)

Просмотров: 145


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)