Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Цитата из академической музыки как средство диалогизации современного рока

Аннотация

Статья раскрывает некоторые особенности диалогизации современного рока посредством цитирования сочинений академических композиторов. Опираясь на предложенную А. Денисовым систематику цитирования, раскрывающую индивидуальный подход к «чужому» тексту, автор показывает содержательные и композиционные обращения к академической цитате в рок-музыке рубежа XX–XXI веков. В качестве материала привлекаются наиболее выразительные и стилистически полярные примеры обращения к музыкальным текстам профессиональной композиторской традиции. Делаются выводы о семантике цитаты, механизм формирования которой зависит от выбора материала для цитирования; контекста, в котором оказывается цитата; вида ее трансформации; плотности использования цитатного материала. С учетом названных факторов в статье демонстрируются диаметрально противоположные творческие подходы к использованию цитат в творчестве рок-групп и отдельных музыкантов, таких как Symphony X и Ligro, Anorexia Nervosa и Muse, Hollenthon и Slav de Hren, Р. Уильямс и Дж. Зорн.

Об авторе

А. Ю. Слободчикова
Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова
Россия

помощник проректора по учебной и воспитательной работе, ст. преп. кафедры теории музыки и композиции

Буденновский пр-т, д. 23, Ростов-на-Дону, 344002



Список литературы

1. Денисов А. В. Музыкальные цитаты: справочник. СПб.: Композитор, 2013. 222 с.

2. Лаврова С. В. Цитирование как проявление принципа комплементарности в музыке последней трети ХХ века: авт. дис. … канд. иск. (17.00.02). СПб. 2005. 28 с.

3. Цукер А. М. Барочная модель в современной массовой музыке // Искусство XX века: сб. статей. Н. Новгород: НГК, 1999. Т. 2. С. 180–191.

4. Сыров В. Н. Стилевые метаморфозы рока. СПб.: Композитор, 2008. 312 с.

5. Vaculíková J. Neoklasický styl rocku na příkladu tvorby Y. Malmsteena: magisterská diplomová práce. Olomouci, 2015. 131 p.

6. Everett W. The Beatles as Musicians: Revolver Through the Anthology. New York: Oxford University Press, 1999. 416 p.

7. Mount A. Does Serious Music Belong in Pop? Borrowings from Stravinsky in the Music of Frank Zappa [Электронный ресурс]. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Does-Serious-Music-Belong-in-Pop-Borrowings-from-in-Mount-Schuller%E2%80%99s/18da749923b0158844ed164e0b44ee3f943ddf4c (дата обращения: 19.03.2023).

8. Слободчикова А. Ю. Заимствования из классики как способ индивидуализации стиля рок-группы Muse // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 2. С. 68–74.

9. Слободчикова А. Ю. Современная рок-музыка и музыкальный авангард XX века // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 2. С. 44–49.


Рецензия

Для цитирования:


Слободчикова А.Ю. Цитата из академической музыки как средство диалогизации современного рока. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(2):121-129.

For citation:


Slobodchikova A.Yu. Citation from academic music as an instrument of dialogization of modern rock. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(2):121-129. (In Russ.)

Просмотров: 172


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)