Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Эмоционально-экспрессивная функция киномузыки: коммуникативный аспект

Аннотация

Значение и роль киномузыки сложно переоценить, и определяются они в первую очередь эмоционально-экспрессивной функцией кинематографа. Единство аудио- и визуальных средств работает на усиление эмоционального эффекта, в пределе — эффекта «катарсического». Выразительные средства кинематографа призваны обеспечить целостное, тотальное восприятие кинотекста, и в рамках этих средств музыка как аудиовизуальный синтез занимает очень важное место. Музыка взаимодействует с повествованием, обогащает кинофильм и влияет на зрительскую интерпретацию. Но если в основе музыкально-литературного синтеза лежит, как правило, т. н. «музыкальность», то в киномузыке многие исследователи видят обычно иную иерархию: самоценность музыкального оформления «снимается», музыка воспринимается как производная от кинонарратива. В то же время все популярнее становятся взгляды, согласно которым музыкальный ряд кинопроизведения представляет собой формообразующий элемент аудиовизуальной диады. Эмоциональная функция киномузыки неотделима и от ее коммуникационной функции, ведь музыка всегда представляла один из важных аспектов коммуникативной сферы.

Об авторах

О. Б. Элькан
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица
Россия

д-р искусствоведения, доц; проф. каф. общественных дисциплин и истории искусств

Соляной переулок, д. 13, Санкт-Петербург, 191028



Л. В. Макарская
Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке
Россия

преподаватель каф. вокальной и оперной подготовки

ул. Маршала Соколовского, д. 10, Москва, 123060



Список литературы

1. Михеева Ю. В. Философские основания аудиовизуального контрапункта в кинофильме // Вестник ВГИК. 2012. № 11. С. 80−98.

2. Контрерас К. А. Роль иммерсивного звука в кино // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2022. № 2. С. 105−115.

3. Lipscomb S. D., Tolchinsky D. E. The role of music communication in cinema // Musical Communication / Ed. D. Miell, R. MacDonald, D. J. Hargreaves. Oxford Press, 2022. 431 р.

4. Gallez D. W. Theories of Film Music // Cinema Journal. Vol. 9, No. 2 (Spring, 1970). P. 40−47.

5. Путра В. А. Идея бессознательного в западной культуре ХХ века: дисс. … канд. культурологии. Симферополь, 2021. 169 с.

6. Элькан О. Б. Музыкальность как объединяющая основа художественного синтеза в немецком интеллектуальном романе первой половины ХХ века. СПб.: Издательский дом Сатори, 2017. 160 с.

7. Михеева Ю. В. Эстетика звука в советском и постсоветском кинематографе: М.: ВГИК, 2016. 240 с.

8. Якупов А. Н. Музыкальная коммуникация как универсум искусства // Культурное наследие России. 2016. № 2. С. 27−33.

9. Югай И. И. Роль медиа в развитии художественных форм и языка современного искусства // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2021. № 72 (2). С. 196−206.

10. Лисса З. Эстетика киномузыки. Эстетика киномузыки. М.: Книга по Требованию, 2013. 446 с.


Рецензия

Для цитирования:


Элькан О.Б., Макарская Л.В. Эмоционально-экспрессивная функция киномузыки: коммуникативный аспект. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(1):146-157.

For citation:


Elkan O.B., Makarskaya L.V. Emotional and expressive function of cinema music: Communicative aspect. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(1):146-157. (In Russ.)

Просмотров: 217


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)