Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Образ японского сада в творчестве Тору Такэмицу

Аннотация

Музыкальная пейзажистика — важная составляющая образного мира произведений выдающегося японского композитора Тору Такемицу. Проблема корневой связи его творчества, как и многих современных композиторов, с основами своей культуры определила предмет исследования — образ японского сада, занимающий особое место в архетипической образности Cтраны восходящего солнца, в контексте которой сад — это особое символическое пространство, соединяющее природные стихии воздуха, воды, земли, небес. Японский сад — одно из важнейших художественных явлений традиционного творчества, в рамках которого соединены его архитектурно-пластические и живописные виды. Представленный в статье музыкальный анализ произведений, воплощающих «садовую метафору», нацелен на выявление системы приемов, посредством которых достигается особая колористичность, сонористичность, тембровая многокрасочность, фактурная гибкость и пространственная многомерность сочинений Тору Такемицу, посвященных садовой тематике. Результатом их параллельного действия становится эффект визуализации музыкального пространства. Данные наблюдения аргумен тируют высокую степень встроенности музыкальных идей и стилевых особенностей Тору Такэмицу в систему основополагающих художественных явлений японского искусства.

Об авторе

М. Е. Порядина
Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова
Россия

ассистент-стажер II курса историко-теоретико-композиторского факультета

Буденновский пр-т, д. 23, Ростов-на-Дону, 344002



Список литературы

1. Фомина А. И. Сад в японском стиле [Электронный ресурс]. URL: http://www.gardenia.ru/pages/sady_026.htm (дата обращения: 01.11.2022).

2. Николаева Н. С. Японские сады. М.: Изобразительное искусство, 1975. 280 с.

3. Мыцик А. П. 214 ключевых иероглифов в картинках с комментариями // СПб.: КАРО, 2016. 240 с.

4. Белозерова В. Г. Анатомия традиционной китайской живописи // Общество и государство в Китае. 2015. № 2. С. 342–370.

5. Лао-цзы Книга о Пути жизни (Дао-Дэ цзин) с комментариями и объяснениями / пер. с кит., сост., предисл., коммент. В. Малявина. М.: АСТ, 2019. 256 с.

6. Ген-Ир У. История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония): учеб. пос. СПб.: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ; Лань, 2011. 544 с.

7. Burt P. The Music of Toru Takemitsu // Cambridge University Press, 2011. 294 р.

8. Цареградская Т. В. Тору Такэмицу: между живописью и музыкой // Ученые заметки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2014. № 3 (10). С. 35–54.

9. Takemitsu T. Confronting Silence // Selected Writings / Translated and edited by Yoshiko Kakudo and Glenn Glassow. The Scarecrow Press, Inc. A Fallen Leaf Press Book; Lanham, Maryland, Toronto, Oxford, 1995. 156 р.

10. Алкон Е. М. Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное: дис. ... д-ра искусствоведения. Владивосток, 2002. 421 с.


Рецензия

Для цитирования:


Порядина М.Е. Образ японского сада в творчестве Тору Такэмицу. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(1):132-145.

For citation:


Poriadina M.E. The image of a Japanese garden in the art of Toru Takemitsu. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(1):132-145. (In Russ.)

Просмотров: 235


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)