Первый солист второго плана: танцовщик петербургской балетной труппы Эжен Гюге
Аннотация
Французский танцовщик Эжен Гюге (Eugène Huguet, 1821–1875) посвятил русскому балету более двадцати лет. Он был ангажирован в петербургскую балетную труппу в качестве ведущего солиста, по окончании исполнительской карьеры преподавал в Театральном училище. Гюге принимал участие практически в каждой знаковой петербургской премьере 1850-х годов, однако, до сих пор он не попадал в поле зрения исследователей (за исключением незначительных упоминаний в исследованиях В. М. Красовской и Ю. И. Слонимского). В настоящей статье, написанной по материалам периодической печати и личного дела артиста, хранящегося в Российском государственном историческом архиве, предпринята попытка рассмотреть и проанализировать исполнительскую деятельность Эжена Гюге в Санкт-Петербурге. Автор видит причину невнимания к фигуре Эжена Гюге в утвердившемся в балетоведении взгляде на идеального танцовщика эпохи романтизма, подразумевающем гармоничное сочетание высокой исполнительской техники и актерского мастерства. Между тем Гюге, выступавший в дивертисментных номерах, был «просто» виртуозным танцовщиком и партнером балерины.
Об авторе
О. А. ФедорченкоРоссия
канд. искусствоведения , ст. науч. сотрудник
Исаакиевская пл., д. 5, Санкт-Петербург, 191011
Список литературы
1. Плещеев А. А. Наш балет. СПб.: Изд. Ф. А. Переяславцева и А. А. Плещеева, 1899. 474 с.
2. Худеков С. Н. История танцев: в 4 т. Ч. IV. Петроград: Тип. «Петроградской газеты» С. Н. Худекова, 1918. 310 с.
3. Красовская В. М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л.; М.: Искусство, 1958. 312 с.
4. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Романтизм. М.: АРТ, 1996. 432 с.
5. Guest I. The Romantic Ballet in England. London: Dance Books, 1954. 176 p.
6. Guest I. The Romantic Ballet in Paris. London: Dance Books, 2008. 474 p.
7. Hormigón L. El Ballet Romántico en el Teatro del Circo de Madrid (1842–1850). Madrid: Asociación de Directores de Escena de España, 2017. 573 p.
8. Jarrasse B. Les Deux corps de la danse, Imaginaires et representations á l’âge romantique. Paris: Centre national de la danse, 2018. 992 p.
9. Meisner N. Marius Peripa. The Emperor’s Ballet Master. NY: Oxford University Press, 2019. 498 p.
10. Материалы по истории русского балета: в 2 т. / Под ред. М. В. Борисоглебского. Л.: Изд-во Ленинград. хореограф. училища, 1938. Т. 1. 382 с.
11. Дело о службе при С. Петебургских театрах уволенного танцовщика пенсионера Евгения Гюге // РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Ед. хр. 11574.
12. Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. М.: Искусство, 1987. 556 с.
13. Вольф А. И. Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 года: в 2 ч. СПб.: Типография Голике, 1877. Ч. II: Статистика драматической, оперной и балетной части. 214 с.
14. Вольф А.И. Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 года: в 2 ч. Часть I: Годовые обозрения русской и французской драматической сцены, оперы и балета. СПб.: Типография Голике, 1877. 190 с.
15. Р. З. Театральная хроника. Дебют г. Гюге // Северная пчела. 1848. 14 мая. С. 425.
16. Ильичева М. Неизвестный Петипа. СПб.: Композитор, 2015. 456 с.
17. Балет // Современник. 1850. Т. XIX. № 1–2. С. 119–126.
18. Театральная хроника. Бенефис г. Иогансона // Санкт-Петербургские ведомости. 1848. 28 ноября. С. 1077.
19. Тан. Театральная хроника // Санкт-Петербургские ведомости. 1850. 1 янв. № 1. С. 2.
20. Груцынова А. П. Музыкальный и театральный вестник о балете: (1856–1859). СПб.: Планета музыки; Лань, 2022. 580 с.
21. Петербургская летопись // Санкт-Петербургские ведомости. 1856. 29 апр. С. 540.
22. [Скальковский К. А.]. Балетоман. Балет, его история и место в ряду изящных искусств. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1882. 282 с.
23. Петербургская летопись // Санкт-Петербургские ведомости. 1856. 30 дек. С. 1618.
24. Тан. Театральная хроника // Санкт-Петербургские ведомости. 1849. 9 нояб. С. 1.
25. Р. З. Театральная хроника // Северная пчела. 1849. 30 дек. С. 1154.
26. Р. З. Театральная хроника // Северная пчела. 1850. 27 нояб. С. 1062.
27. Новости петербургских театров. Балет // Современник. 1852. Т. XXV. № 2. С. 273–276.
28. Василько Петров. Театральное обозрение // Санкт-Петербургские ведомости. 1851. 17 янв. С. 47.
29. С. О. Т. «Фламандская красавица» // Современник. 1851. Т. ХХХ. С. 185.
30. Р. З. Театральная хроника // Северная пчела. 1848. 13 дек. С. 1118.
Рецензия
Для цитирования:
Федорченко О.А. Первый солист второго плана: танцовщик петербургской балетной труппы Эжен Гюге. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(1):27-40.
For citation:
Fedorchenko O.A. The first soloist of a second outline: Dancer of the St. Petersburg ballet company Eugène Huguet. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(1):27-40. (In Russ.)