Трилогия «Эйнштейн на пляже», «Сатьяграха», «Эхнатон» Филипа Гласса: трактовка жанра и перспективы изучения новейшей оперы
Аннотация
В статье рассмотрены ранние оперы Гласса «Эйнштейн», «Сатьяграха», «Эхнатон», объединенные композитором в трилогию. В центре внимания автора находятся закономерности, направленные на создание новой для оперного жанра формы спектакля, — спектакля-перформанса. Трактовка зрителя в качестве соучастника художественных событий; прием иммерсии, необходимый для погружения зрителя в художественный мир, в котором границы с реальностью размыты; создание пороговой ситуации — эти и другие свойства перформанса существенно изменяют оперный жанр изнутри. В результате аналитических наблюдений авторы статьи приходят к выводу о том, что включение закономерностей спектакля-перформанса в оперную трилогию Гласса способствует появлению оригинальной, расшатывающей академические устои, трактовки жанра, изучение которого невозможно без понимания эстетики и теории перформативности.
Об авторах
Е. В. КисееваРоссия
д-р искусствоведения, проф.
344002
Будённовский пр-т, д. 23
Будённовский пр-т, д. 39
Ростов-на-Дону
В. Н. Дёмина
Россия
д-р искусствоведения, доцент
344002
Будённовский пр-т, д. 23
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Кром А. Е. Классическая фаза американского музыкального минимализма: Творчество Ла Монта Янга, Терри Райли, Стива Райха и Филипа Гласса: истоки, эволюция, стиль. (Russian Edition). / А. Е. Кром. – LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 532 с.
2. Коробова А. Г. «Сатьяграха» Филипа Гласса: на пути к новому типу оперного синтеза / А. Г. Коробова ; ред.-сост. И. П. Сусидко // Опера в музыкальном театре: история и современность : Материалы Международной научной конференции, 11–15 ноября 2019 г. М.: РАМ им. Гнесиных, 2019. – Т. 2. – С. 423–432.
3. Кисеев В. Ю. Оперный жанр в контексте идеологии музыкального авангарда / В. Ю. Кисеев // Музыкальный театр на рубеже XX–XXI веков: проблема обновления жанров: коллектив. монография. – Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С. В. Рахманинова, 2019. – С. 93–136.
4. Schechner R. Performance Study: An Introduction. Oxfordshire: Routledge, 2020. 396 p.
5. Леман Х.-Т. Постдраматический театр / Х.-Т. Леман. – М.: ABCdesign, 2013. – 311 с.
6. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / Э. Фишер-Лихте ; пер. с нем. Н. Кандинской; под общ. ред. Д. В. Трубочкина. – М.: Play & Play: Канон-плюс, 2015. – 375 с.
7. Кисеева Е. В. Мифологические модели и ритуальные формы в современном музыкально-театральном перформансе / Е. В. Кисеева, В. Н. Дёмина // Проблемы музыкальной науки. – 2020. – № 4. – С. 77–84.
8. Кром А. Е. Филип Гласс и Роберт Уилсон: из истории творческого содружества / А. Е. Кром // Проблемы музыкальной науки. – 2010. – № 2. – С. 43–46.
9. Манулкина О. Б. От Айвза до Адамса: американская музыка XX века / О. Б. Манлкина. – СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. – 784 с.
10. Novak Je. From Minimalist Music to Postopera: repetition, representation and (post) modernity in the operas of Philip Glass and Louis Andriessen // Ashgate research companion to minimalist and postminimalist music. Edd. Keith Potter, Kyle Gann, Pwyll ap Siôn. Ashgate, 2013. 431 p.
11. Patty Hearst Her Own Story. Reissue edition. Avon; Media Tie, 1988. 499 p.
12. Glass Ph. Music by Philip Glass. NY: Harper and Row, 1987. 222 p.
13. Берёзкин В. И. Роберт Уилсон. Театр художника / В. И. Берёзкин. – М.: Аграф, 2003. – 496 с.
14. Kazanjian D. America’s opera // Arts Review. Vol. 5. No. 1. 1988. P. 61–64.
15. Glass Ph. Music by Philip Glass. NY: Harper and Row, 1987. 222 p.
16. Freud S. Moses and Monotheism. Translated from the German by Katherine Jones. Montevarchi: Harmakis Editions, 2017. 234 р.
17. История Древнего Востока: Тексты и документы / ред. В. И. Кузищин. – М.: Высшая школа, 2002. – 720 с.
18. Псалтырь. Книга IV / Перевод и ред. М. П. Кулакова [Электронный ресурс]. URL: https://predanie.ru/book/67503-psaltyr-perevod-pod-red-kulakova-m-p/#/toc4 (дата обращения: 06. 10. 2022).
19. May Th. Program Note // Philip Glass. Akhnaten [Электронный ресурс]. URL: https://www.metopera.org/globalassets/season/2019-20/operas/akhnaten/programs/111519-akhnaten.pdf (дата обращения: 05. 10. 2022).
Рецензия
Для цитирования:
Кисеева Е.В., Дёмина В.Н. Трилогия «Эйнштейн на пляже», «Сатьяграха», «Эхнатон» Филипа Гласса: трактовка жанра и перспективы изучения новейшей оперы. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2022;(6):63-75.
For citation:
Kiseyeva E.V., Dyomina V.N. The trilogy Einstein on the beach, Satyagraha, Akhnaten by Philip Glass: Interpretation of the genre and perspectives for the study of the modern opera. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2022;(6):63-75. (In Russ.)