Новые грани музыкальных образов романсов Рахманинова в переложении для флейты
Аннотация
Статья поднимает проблему творческого переосмысления тембра флейты в современной исполнительской практике на примере переложений романсов Рахманинова. Новые характерные амплуа флейты, ставшие результатом смелых экспериментов инструменталистов второй половины XX и особенно XXI веков, расширили ее возможности как инструмента кантиленного и чувственного, протянув невидимые мосты к сочинениям Дебюсси, Глюка, а оттуда — к античному искусству сладкозвучного Орфея. Автор акцентирует внимание на ряде вокальных сочинений Рахманинова и, прежде всего, на Вокализе как на высшем достижении романсовой лирики великого романтика. Анализируются некоторые аспекты мелодики, гармонии и фактуры, многогранные возможности которых и позволяют перекладывать романсы для флейты в сопровождении оркестра или фортепиано, потенциально программируя раскрытие новых граней их музыкальных образов. Автор приходит к выводу, что тембр флейты может создать или усилить определенный эмоциональный фон произведения, привнести драматический эффект, а также соперничать в звучании с кантиленой человеческого голоса. В свою очередь, материалом для флейтовых переложений могут служить сочинения с богатым образным содержанием, сложные по фактуре и гармонии, что при искусном интонировании вокальной партии создаст исполнительские интерпретации с глубоким художественным эффектом.
Об авторе
Ван ПэйКитай
преподаватель, аспирантка
кафедра духовых инструментов
615000
Аньнин
344002
Будённовский пр-т, д. 23
Россия
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Аржанцев А. Вокализ Рахманинова / А. Аржанцев [Электронный ресурс]. URL: https://stihi.ru/2010/04/28/2565 (дата обращения: 03. 11. 2022).
2. Горочная В. В. Девять жизней одного вокализа: к вопросу об инструментальных переложениях / В. В. Горочная // Музыкальный мир С. В. Рахманинова на рубеже XX–XXI веков: проблемы диалога культур (к 50-летию Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова) / В. В. Горочная ; ред.-сост. А. В. Крылова. – Ростов-н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2017. – С. 172–183.
3. Чжу Цзылу. Разнообразие тембров и приемов исполнительской выразительности русского романтизма (на примере «Вокализа» Рахманинова) / Чжу Цзылу, Юань Цзюань // Песня Желтой реки. – 2022. – № 1. – С. 150–152 (на кит. яз.) [Электронный ресурс]. URL: https://oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2022&filename=HHZS202201046&uniplatform=OVERSEA&v=2tI0AaWgHmP4RyKPIV5mncfhlJ9tYpu1abrdcet7vrD09JGk78kB3BB3muHOErFC (дата обращения: 03. 11. 2022).
4. Морева Я. В. Семантика тембра флейты в воплощении художественного образа музыкальных произведений / Я. В. Морева // Вестник культуры и искусств. – 2017. – № 1 (49). – С. 129–134.
5. Мукосей Б. Рахманинов: транскрипции для флейты и фортепиано / Б. Мукосей [Электронный ресурс]. – MEL CD 10 02642.
6. Волкова Н. Ю. Романс С. В. Рахманинова «Крысолов» (ор. 38): опыт семиотико-семантического анализа / Н. Ю. Волкова // Культура и искусство. – 2017. – № 7. – С. 74–86 [Электронный ресурс]. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=22166 (дата обращения: 08. 08. 2017).
Рецензия
Для цитирования:
Пэй В. Новые грани музыкальных образов романсов Рахманинова в переложении для флейты. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2022;(6):54-62.
For citation:
Pei W. New facets of musical images of Rachmaninov`s romances arranged for flute. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2022;(6):54-62. (In Russ.)