Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Звук, цвет, свет, жест и текст: новые медиатехнологии в австрийском музыкальном театре начала XX века

Аннотация

Введение оптических медиа в оперную партитуру может повлиять на взаимодействие разных композиционных планов (музыкального, словесного, сценического) и существенно изменить структуру оперного текста. Эти вопросы рассматриваются в данной статье на примере двух произведений – музыкальной драмы «Счастливая рука» А. Шёнберга (1913) и оперы «Игрушка и принцесса» Ф. Шрекера (1912).

В «Счастливой руке» мы встречаемся с коренным изменением принципа распределения драматического материала, сосредоточением событийного плана в области визуальных решений (цвет, свет, жест), что приводит к значительному преобладанию в партитуре слова не-звучащего (в авторских ремарках) над словом звучащим (в партиях действующих лиц). Соотношение оптического слоя драматургии и музыкального материала образует здесь свободный контрапункт автономно движущихся планов. В «Игрушке и принцессе» режиссерско-сценографическая воля автора выражена так же определенно, как и в «Счастливой руке», но традиционная структура либретто в целом не нарушена, а цветовая партия подчинена логике музыкально-драматического действия. Отличительная черта шрекеровских ремарок проявляется во внимании к акустическим явлениям (указания на различные источники звука, их расположение и передвижения).

Об авторе

Н. И. Дегтярева
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Россия

д-р искусствоведения; проф.

Театральная пл., 2, Санкт-Петербург, 190000

 



Список литературы

1. Кандинский В. О сценической композиции // Синий всадник / Под ред. В. Кандинского и Ф. Марка. Пер., коммент. и статьи З. С. Пышковской. М.: Изобраз. искусство, 1996. С. 68–74.

2. Кандинский В. Желтый звук. Сценическая композиция // Синий всадник / Под ред. В. Кандинского и Ф. Марка. Пер., коммент. и статьи З. С. Пышковской. М.: Изобраз. искусство, 1996. С. 75–82.

3. Киттлер Ф. Медиа философии, философия медиа / Пер. с нем. И. Инишева // Логос. Т. 25. № 2 (104). 2015. С. 173–188. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/media-filosofii-filosofiya-media/viewer (дата обращения: 09.09.2022).

4. Власова Н. О. Творчество Арнольда Шёнберга. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 527 с.

5. Шёнберг А. Письма / Сост. и публ. Э. Штайна; пер. с нем. В. Шнитке; общ. ред. М. Друскина и Л. Ковнацкой. СПб.: Композитор (Санкт-Петербург), 2001. 464 с.

6. Arnold Schönberg — Franz Schreker: Briefwechsel. Mit unveröffentlichen Texten von Arnold Schönberg / hrsg. von F. C. Heller. Tutzing: Hans Schneider, 1974. 107 S.

7. Schreker F. Vorbemerkung des Autors zu dem Märchen von dem Spielwerk und der Prinzessin // Brzoska M. Franz Schrekers Oper „Der Schatzgräber”. Archiv für Musikwissenschaft. Band XXVII. – Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 1988. S. 207–208.

8. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 2 / Пер. с нем.; сост., ред. и авт. примеч. К. А. Свасьян. М.: Мысль. 1990. С. 5–237.

9. Thide Chr. Untersuchungen zu Franz Schrekers Oper “Das Spielwerk” in ihren beiden Fassungen. Magisterarbeit. Universität zu Köln. 1988. 130 S.

10. Дегтярева Н. И. Оперы Франца Шрекера и модерн в музыкальном театре Австрии и Германии. СПб.: Изд-во Спб. Политехнического ун-та, 2010. 369 с.


Рецензия

Для цитирования:


Дегтярева Н.И. Звук, цвет, свет, жест и текст: новые медиатехнологии в австрийском музыкальном театре начала XX века. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2022;(4):95-107.

For citation:


Degtyareva N.I. Sound, color, light, gesture and text: new media technologies in the Austrian musical theater of the early 20th century. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2022;(4):95-107. (In Russ.)

Просмотров: 142


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)