Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

О некоторых творческих тандемах выдающихся кинокомпозиторов и кинорежиссеров XX века

Полный текст:

Аннотация

В современном мире визуальное искусство занимает большое место и доступно самому широкому кругу людей. Развиваясь как жанр, кино в его различных интерпретациях формирует новые жанровые разновидности, такие, например, как киномузыка. В отличие от оперного жанра, где работа композитора в сотрудничестве с режиссером или дирижером находится под воздействием множества факторов и конечный результат меняется в зависимости от каждой конкретной постановки, кино как фиксированный жанр сохраняет результат, единожды осуществленный и сохраненный в тандеме режиссера и композитора.
В настоящей статье проводится анализ соединения визуального и слухового опыта на примерах совместных работ некоторых творческих союзов композитора и режиссера. Рассматривается уникальный опыт взаимодействия и характерные особенности каждого описываемого творческого тандема, как, например, образование общих стилевых черт и взаимосвязей, позволяющих создавать уникальные кинокартины, проблематика взаимодействия режиссера и композитора и вопросы значения музыкального оформления фильма как важнейшего средства выразительности. Примерами для рассмотрения в данной статье являются некоторые известные отечественные и зарубежные киноработы, на основе которых базируются концепции звукового фильма.

Об авторе

А. О. Козырев
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой; Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

аспирант, преподаватель кафедры

ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023

ул. Ленина, д. 22, Красноярск, 660049



Список литературы

1. Лисса 3. Эстетика киномузыки. М.: Рипол Классик, 1970. 495 с.

2. Лаврова С. В. Новая музыка и экспериментальное кино: творчество Бернхарда Ланга в контексте New Media Аrt // Проблемы синтеза в современной музыкальной культуре: Сб. трудов международ. науч. конф. 11–15 апр. 2019 г. Т. 1. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ им. С. В. Рахманинова, 2019. С. 32–44.

3. Лаврова С. В. Акустическая фотография и «loop»-эстетика. Наследие принципов экспериментального кино в новой музыке // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2016. № 3 (44). С. 218–227.

4. Зенина О.А., Карасева О.С. Музыка Сергея Сергеевича Прокофьева к кинофильму «Александр Невский» // Концепции устойчивого развития науки в современных условиях: сб. ст. по итогам Международ. науч.-практ. конф. [Самара] 08 мая 2018 г. Стерлитамак: Агентство международных исследований, 2018. С. 299–301.

5. Ефремова Л., Никифорова Е. Особенности музыкальной драматургии в фильмах Г. Козинцева и Л. Трауберга с музыкой Д. Шостаковича // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: синтез искусств в эпоху постмодерна: сб. Вып. 15. / отв. ред. Н. Л. Прокопова. Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2017. С. 90–97.

6. Шостакович: Жизнь и творчество: в 2 т. / С. Хентова. Л.: Сов. композитор: Ленингр. отд., 1985. Т. 1. 544 с.

7. Перевозчикова К. В. Концерт для дирижера с оркестром Нино Роты и Федерико Феллини: репетиция Апокалипсиса // Музыкальная академия. 2020. № 3. С. 19–205.

8. Федоров А. В. Советская кинофантастика в зеркале кинокритики и зрительских мнений. М.: Информация для всех, 2021. 170 с.

9. Новоселова М. А. Альфред Шнитке и киноискусство // Дневник науки. 2019. № 8. С. 55–70.

10. Новикова Л. С. Джон Уильямс и его музыка к кино // Искусство глазами молодых: мат-лы ХI Международ. науч. конф. 28–29 марта 2019 г. / ред.: Н. В. Перепич, М. В. Саблина. Красноярск: СГИИ им. Д. Хворостовского, 2019. С. 285–291.

11. Артемьев Э. Н. Выразить основное состояние // Киноведческие записки. 1994. № 21. С. 116–127.

12. Шак Т., Замиховская В. Сотворчество режиссера и композитора в аспекте стиля киномузыки // Культурная жизнь Юга России. 2019. № 1 (72). С. 28–32.

13. Vivier P.-W. The Postmodern Aspects Reflected in the Qatsi Trilogy [Электронный ресурс]. URL: http://waynevivier.co.za/docs/The_postmodern_aspects_reflected_in_the_Qatsi_trilogy.pdf (дата обращения: 29.05.2021).

14. Лурье Я. М. Фильмы Дэвида Линча: стилистика, образность, авторская манера // Артикульт. 2013. № 1 (9). С. 32–41.

15. Антипова Ю. В. Духовые инструменты в современной массовой музыке: некоторые аспекты изучения // Вестник музыкальной науки. 2019. № 3 (25). С. 77–84.

16. Гусейнова Ф. Э. “Stillness of the mind”: Анализ партитуры Абеля Корженевского для «Одинокого мужчины» Тома Форда // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. XIII Международ. науч.-практ. конф. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. С. 281–285.


Для цитирования:


Козырев А.О. О некоторых творческих тандемах выдающихся кинокомпозиторов и кинорежиссеров XX века. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021;76(5):70-83.

For citation:


Kozyrev A.O. About some creative tandemas of outstanding film composers and film directors of the 20th century. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2021;76(5):70-83. (In Russ.)

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)