Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Антропологический театр в теории и практике Ежи Гротовского

Аннотация

Теоретические и практические работы польского режиссера Ежи Гротовского, созданные во второй половине ХХ века, продолжают оказывать мощное воздействие на современный мировой театр. Поиски Гротовского заложили актуальное направление — антропологический театр. Впервые пять периодов творчества Гротовского рассматриваются с точки зрения возникновения и развития сложной методологии исследования природы человека в рамках театральной и ритуальной традиций. Опираясь на теоретическую базу культурной (социальной) и структур[1]ной антропологии, работы К. Г. Юнга, М. Элиаде, К. Леви-Строса, Д. Косинского, автор статьи анализирует сложные связи практических работ Гротовского и вводимых им на разных этапах терминов, прослеживает использование идей польского реформатора в современном антропологическом театре. Термины, предложенные Гротовским в русле разработки антропологического театра, становятся важным инструментарием для современного искусствоведения.

Об авторе

П. М. Степанова
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
Россия

канд. искусствоведения

ул. Правды, д. 13, 191119, Санкт-Петербург



Список литературы

1. Grotowski J. Teatr Źrόdeł // Grotowski J. Teksty zebrane. Warszawa: Wydawnictwo Krytyki Politycznej, Instytut Teatralny im. Zbigniewa Raszewskiego, Instytut im. Jerzego Grotowskiego, 2012. S. 748-767.

2. Osiński Z. Polskie kontakty teatralne z orientem w XX wieku. Część druga: Studia. Gdańsk: Słowo/obraz terytoria, 2008. 317 s.

3. Косинский Д. Польский театр. Истории / пер. с польск. Н. Никольская, М. Ясинская; науч. ред. Н. Якубова. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 456 с.

4. Шестакова А. В. Феномен «театральной антропологии» в европейской культуре второй половины ХХ века / дис. … канд. филос. наук. М. 2008. 186 с.

5. Степанова П. М. Антропологические концепции в театре и кино: методология создания и исследования. СПб.: СПбГИКиТ, 2020. 170 с.

6. Степанова П. Театр без кулис: театральные опыты Ежи Гротовского. СПб.: Гиперион, 2008. 176 с.

7. Гротовский Е. К бедному театру / пер. с англ. Л. И. Мельникова. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2009. 304 с.

8. Шехнер Р. Теория перформанса / пер. с англ. А. Асланян. М.: V-A-C Press, 2020. 488 c.

9. Васильев А. Хроника 14-го числа // Искусство кино. 1999. № 6. С. 130–147.

10. Гротовский Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику: сб. ст. / пер. с пол., вступ. ст. и примеч. Н. З. Башинджагян. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003. 351 с.

11. Барба Э. Саварезе Н. Словарь театральной антропологии. Тайное искусство исполнителя / пер. И. Васюченко, М. Даксбури-Александровская, Г. Зингер, Е. Кузина. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2010. 320 с.

12. Барба Э. Бумажное каноэ: Трактат о Театральной Антропологии / пер. М. Б. Александровская. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2008. 304 с.

13. Odin Teatret 2000 / ed. by J. Andreasen, А. Kuhlmann. Aarhus: Aarhus University Press, 2000. 245 p.

14. Grotowski a estetyka teatralna [rozmowiala René Guady i Michel Bataillon] // Grotowski J. Teksty zebrаne. Warszawa: Wydawnictwo Krytyki Politycznej, Instytut Teatralny im. Zbigniewa Raszewskiego, Instytut im. Jerzego Grotowskiego, 2012. S. 299–305.

15. Леви-Строс К. Структурная антропология / пер. с фр. Вяч. Вс. Иванов. М.: Академический Проект, 2008. 555 с.

16. Вульф К. Антропология: История, культура, философия / пер. с нем. Г. Хайдарова. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2008. 280 с.

17. Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / пер. с франц Ю. В. Иванова. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. 198 с.

18. Островский А. Б. Парадигма мифологического мышления: Очерк вклада К. Леви-Строса. СПб.: Издательство «Кронос», 2004. 182 с.

19. Mauss M. Body techniques // Mauss M. Sociology and psychology: assay. London: Routledge and Kegan Paul, 1979. P. 97–123.

20. Slowiak J., Cuesta J. Jerzy Grotowski / przekl. K. Dylewska; red. L. Kolankiewicz. Warszawa: Wydawnictwa Uniwersytety Warszawskiego, 2010. 207 s.

21. Kornaś T. Włodzimierz Staniewski i Ośrodek Praktyk Teatralnych Gardzienice. Krakόw: Wydawnictwo Homini, 2004. 354 s.

22. Kornaś T. Schola Teatru Węgajty: Dramat Liturgiczny. Krakόw: Wydawnictwo Homini, 2012. 534 s.

23. To, co w nas ciemne, ulega prześwietleniu. Pierwsza piętnaście lat Teatru Chorea / red. i kor. M. Wόjcik. Łόdź: Stowarzyszenie Teatralne Chorea & Authors, 2019. 223 s.

24. Религия, ритуал, театр / под ред. Б. Холма, Б. Ф. Нилсена, К. Ведель; пер. с англ. Харьков: Гуманитарный Центр, 2018. 256 с.

25. Леман Х.-Т. Постдраматический театр / пер. с нем., вст. и коммент. Н. Исаева. М.: ABCdesign, 2013. 312 с.

26. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / пер. с нем. Н. Кандинская, общ. ред. Д. В. Трубочкин. М.: Play&Play, Канон+, 2015. 276 с.

27. Биологическая линия в театре и ритуале (лекции Е. Гротовского на семинаре в Коллеж де Франс 1997 – 1998 гг.) // Александровская М. Б. Профессиональная подготовка актеров в пространстве Евразийского театра ХХI века. СПб.: Чистый лист, 2011. C. 304–321.

28. Richards T. The Edge-Point of Performance. Pontedera: Stampato da Bandecchi & Vivaldi, 1997. 107 p.

29. Allen-Paisant J. Body and Gesture in Derek Walcott’s Theatre // New Theatre Quarterly. 2021. № 145. P. 42–57.

30. Максимов В. И. Театр XX – XXI веков. Теория. Режиссура. Критика. СПб.: Чистый лист, 2019. 280 с.

31. Максимов В. И. Антропологический театр // Максимов В. И. Из истории теории театра и науки о театре. СПб.: Чистый лист, 2014. С. 74–78.

32. Turner V. From Ritual to Theatre. The Human Seriousness of Play. New York: PAJ Publications, 1982. 127 p.

33. Отюцкий Г. П. История социальной (культурной) антропологии: учеб. пос. М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2003. 400 с.

34. Osiński Z. Grotowski w Collège de France. Lekcja pierwsza, 24 marca 1997 // Osiński Z. Grotowski: Źrόdła, inspiracje, konteksty. Gdańsk: Słowo/obraz terytoria, 1998. S. 215–232.

35. Grotowski J. Antropologia teatralna // Grotowski J. Teksty zebrаne. Warszawa: Wydawnictwo Krytyki Politycznej, Instytut Teatralny im. Zbigniewa Raszewskiego, Instytut im. Jerzego Grotowskiego, 2012. S. 916–921.

36. Schechner R. Performatyka: Wstęp / przekład T. Kubikowski. Wrocław: Ośrodek Badań Twόrczości Jerzego Grotowskiego i Poszukiwań Teatralno-Kulturowych, 2006. 402 s.

37. Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней / пер. с англ. А. Асланян. М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2020. 320 с.

38. Балм К. Культурная антропология и написание истории театра // Театроведение Германии: Система координат / сост. Э. Фишер-Лихте, А. А. Чепуров. СПб.: Балтийские сезоны, 2004. С. 271–281.

39. Васильев А., Абдуллаева З. Parautopiа. М.: ABCdesign, 2016. 368 с.


Рецензия

Для цитирования:


Степанова П.М. Антропологический театр в теории и практике Ежи Гротовского. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021;(4):121-134.

For citation:


Stepanova P.M. Anthropological Theatre in the Theory and Practice of Jerzy Grotowski. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2021;(4):121-134. (In Russ.)

Просмотров: 381


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)