Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Реалистические тенденции в творчестве Г. Курбе и русских художников-передвижников: компаративное исследование

Аннотация

Статья посвящена реализму в живописи XIХ века. Цель исследования — выявить сходство и различие в понимании этого феномена русскими художниками-передвижниками и Г. Курбе. Новизна исследования заключается в сравнении реалистических тенденций в творчестве Г. Курбе и русских художников-передвижников путем сопоставления конкретных картин (жанровых полотен, портретов, автопортретов, пейзажей, марин, натюрмортов). Сравнение осуществлялось по следующим критериям: сюжет, организация пространства, цветовое решение. Были найдены общие темы, жанры, стилевые черты и композиционные особенности живописи художников-реалистов. Авторы объясняют данное сходство (при отсутствии документальных подтверждений прямого «заимствования» русскими художниками образов и сюжетов у Курбе) общим для художников-реалистов стремлением к отражению в живописи явлений окружающего мира и общностью художественных тенденций в Европе и России в XIХ веке.

Об авторах

Н. В. Корчагина
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Россия

канд. пед. наук, доц. каф. музыкально-инструментальной подготовки

Researcher ID: L-7093-2013 

ул. Астраханская, 83, г. Саратов, 410012



О. В. Кочукова
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Россия

канд. ист. наук, доц. каф. истории России и археологии

Researcher ID: D-7356-2013 

ул. Астраханская, 83, г. Саратов, 410012



Список литературы

1. Bade P. Courbet. Parkstone International. 2014. 378 p.

2. Nochlin L. Courbet. Thames & Hudson Ltd; Édition. 2007. 224 p.

3. Fried М. Courbet’s Realism. University of Chicago Press. 1992. 396 p.

4. Hollein M. and Erche B. Courbet: A Dream of Modern Art. Hatje Cantz; First American Edition. 2011. 304 p.

5. Bazin G., Gallet, M. Cent ans de paysage français, de Fragonard à Courbet: catalogue de l’exposition, Musée national du Château de Fontainebleau. Paris: Presses de l’impr. Union, 1957.

6. Georgel P. Courbet: Le Poème de la nature. Gallimard.1995. 176 p.

7. Marion J.-L. Courbet ou la peinture à l’oeil. Flammarion. 2014. 225 p.

8. Masanès F. Courbet. Taschen. 2006. 96 p.

9. Plazy G. Gustave Courbet. Un Peintre en liberté. Le Cherche Midi, 1998. 267 p.

10. Thomas-Maurin F. et Delmas J. Courbet et l’impressionnisme. Silvana Editoriale. 2016. 213 p.

11. Ван П. Вклад художников-передвижников в становление реализма как новой системы мировоззрения в искусстве XIX века // Гуманитарный вектор. 2014. № 2 (38). С. 97–101.

12. Стеценко А. А. Влияние творчества художников-передвижников на развитие реализма в русском искусстве XIX в. // Университет XXI века: научное измерение. Мат-лы науч. конф. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2016. С. 334–337.

13. Мотова Т. В., Ли И. Н. Портретная живопись передвижников // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2018. № 5 (18). С. 100–111.

14. Ефимова М.А. Крестьянская тема в живописи передвижников // Искусство и диалог культур. сборник научных трудов. 2019. С. 114-116.

15. Валькова К. В. Отклики общественности на картины народнической серии художников-передвижников // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых. Сборник мат-лов Всерос. молодеж. науч. школы-конф. Новосибирск: ИПЦ НГУ, Институт истории СО РАН, 2017. С. 74-82.

16. 16. Пашкова Т. А. Социальная тематика картины в творчестве художниковпередвижников // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Мат-лы VII Всерос. студ. науч.-практ. конф. / под ред. Е. В. Лисецкой. Место издания: изд-во?, 2018. С. 14-15.

17. Колокольцева Н. Ю., Валькова К. В. Деятельность художников-передвижников в России второй половины XIX века: диалог культур в контексте повседневности // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15. № 3. С. 65–72.

18. Стасов В. В. Избранные сочинения в трех томах. Т. 1. Живопись. Скульптура. Музыка. М.: Искусство, 1952.

19. Алпатов М. В. Русская бытовая живопись второй половины XIX века // Искусство. 1947. № 5. С 21–28.

20. Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ: опыт сравнит. исслед. М.: Сов. художник, 1980. 261 с.

21. Калитина Н. Н. Гюстав Курбе: Очерк жизни и творчества. М.: Искусство, 1981. 183 с.

22. Калитина Н. Н. Передвижники и французские художники // Искусство. 1972. № 5. С. 56–63.

23. Малафеева Л. В. Эстетика И. Н. Крамского: теория и практика. Кострома, Изд-во Костромской ГСХА, 2005. 127 с.

24. Десять причин сопоставления передвижников и импрессионистов [Электронный ресурс].URL https://artchive.ru/publications/3191~Desjat’_prichin_sopostavlenija_peredvizhnikov_i_impressionistov (дата обращения: 27.05.2020).

25. Дмитриева Н. А. В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет. М.: Прогресс-Традиция, 2012. 910 с.


Рецензия

Для цитирования:


Корчагина Н.В., Кочукова О.В. Реалистические тенденции в творчестве Г. Курбе и русских художников-передвижников: компаративное исследование. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021;72(2):147-159.

For citation:


Korchagina N.V., Kochukova O.V. Realistic trends in the work of G. Courbet and Russian peredvizhniki: Comparative research. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2021;72(2):147-159. (In Russ.)

Просмотров: 288


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)