Преодоление десоматизации в формировании пластической культуры актера
Аннотация
В статье рассматривается важнейшая современная проблема пластического воспитания актера — десоматизация, потеря телесности, которая является мощным дестабилизирующим фактором в формировании пластической культуры актера. Речь идет об осознании возможностей тела и о проблемах, связанных с системой «сознание — тело». В статье показан комплекс действенных методов, эффективно влияющих на процесс преодоления десоматизации, а также представлены практические рекомендации для педагогов пластических дисциплин — на основании педагогических наработок профессора А. Б. Дрознина, главы кафедры пластической выразительности актера Театрального института имени Бориса Щукина.
Об авторе
Н. Е. БеляковРоссия
преподаватель кафедры пластического воспитания актера,
аспирант
SPIN-код: 2815-5489
ул. Ботаническая, д. 21, Москва, 127427,
ул. Зодчего Росси, д. 2., Санкт-Петербург, 1919023
Список литературы
1. Сколота З. Н. Эстетика «новой телесности» в виртуальном пространстве // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. Вып. 6. С.9–11.
2. Морозова Г. В. Пластическая культура актера: Толковый словарь терминов. М.: ГИТИС, 1999. 316 с.
3. Дрознин А. Б.Дано мне тело… что мне делать с ним? Книга первая. М.: Navona, 2009. 464 с.
4. Сергиенко Е. Л.Психологические детерминанты эффективности профессиональной деятельности актера театра: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.03. Ярославль: Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2019. 224 с.
5. Сергиенко Е. Л.Копинг-стратегии в структуре деятельности актеров драматических театров // Инициативы ХХI века. 2015. № 3. С. 90–93.
6. Федоров В. К. Неврозы, психопатии и реактивные психозы. СПб.: Медгиз, 1959. 74 с.
7. Симонов П. В.Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций. М.: АН СССР, 1962. 75 с.
8. Кох И. Э. Основы сценического движения: Учебное пособие. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2013. 512 с.
9. Дрознин А. Б.Уровни владения телом в искусстве драматического актера // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2019. Вып. 4. С. 122–142.
10. Савостьянов А. И. Общая и театральная психология: Учебное пособие для студентов вузов. СПб.: КАРО, 2007. 256 с.
11. Дрознин А. Б. О принципе системности и систематичности в сфере телесной подготовки актера // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2019. Вып. 1. С. 110–117.
12. Вахтангов Е. Б.Записки. Статьи. Письма. М.; Л.: Искусство, 1939. 288 с.
13. Гройсман А. Л. Психология успешности профессионального обучения и творческой деятельности актера. М.: Когито-Центр, 2007. 143 с.
14. Дрознин А. Б.Физический тренинг актера по методике А. Дрознина. М.: ВЦХТ, 2004. 160 с.
15. Вейгандт С. Пластический тренинг актера по методике Андрея Дрознина // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2011. Вып. 1. С. 22–45.
16. Станиславский К. С.Собрание сочинений: В 8 т. Т. 3. М., 1954. 424 с.
17. Захава Б. Е.Мастерство актера и режиссера. М.: Просвещение, 1973. 233 с.
18. Мейерхольд В. Э. План курса по «биомеханике»; Биомеханика: Курс 1921–1922 гг. // Мейерхольд: К истории творческого метода: Публикации. Статьи. СПб.: КультИнформПресс, 1998. С. 26–28; 38–40.
19. Гротовский Е. От Бедного театра к Искусству-проводнику. М., 2003. 351 с.
20. Барба Э., Саварезе Н. Словарь театральной антропологии. Тайное искусство исполнителя. М.: Артист. Режиссёр. Театр, 2010. 318 с.
21. Гордеева Т. В. «Мышечное связывание» в истории современного танца // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2016. № 6 (47). С. 59–68.
22. Меньшиков Л. А. Играя в постмодерн // Герменевтика игры: Сборник статей. Санкт-Петербург, 2014. С. 293–311.
23. Быховская И. М.Человек телесный в социокультурном пространстве и времени (Очерки социальной и культурной антропологии). Москва, 2004. 209 с.
Рецензия
Для цитирования:
Беляков Н.Е. Преодоление десоматизации в формировании пластической культуры актера. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021;(1):79-90.
For citation:
Belyakov N.E. Overcoming desomatization in the formation of plastic culture of an actor. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2021;(1):79-90. (In Russ.)