Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

«Гамлет» П. И. Чайковского: симфоническое и сценическое претворение трагедии У. Шекспира

Аннотация

Статья  посвящена  истории  претворения  П.  И.  Чайковским  сюжета  трагедии  У. Шекспира.  Помимо  хорошо  известной  симфонической увертюры-фантазии  «Гамлет»  1888  года  (f-moll,  ор. 67)  в  творчестве композитора представлена и музыка к трагедии (ор. 67-bis), созданная по  просьбе  французского  актера  Л. Гитри  в  1891  году.  Впервые  идея воплощения сюжета в музыке обозначена в наследии П. И. Чайковского в 1876 году, его предложил брату М. И. Чайковский, но еще раньше  в  1872  году  композитор  в  своей  музыкально-критической  статье, посвященной  одноименной  опере  А.  Тома,  рассуждает  о  проблемах, связанных с созданием произведений на данный сюжет. В материалах П. И. Чайковского  сохранились  также  сделанный  композитором  набросок  монолога  Гамлета  с  текстом  на  английском  языке,  возможно, для оперы (1885), и наброски и эскизы в записной книжке № 4, предположительно предназначавшиеся для программной симфонии «Гамлет» и частично вошедшие в Пятую симфонию (1887). Итогом многолетних поисков композитора стали программная увертюра-фантазия и музыка к трагедии, в которую автором были включены фрагменты из ранее написанных сочинений, в том числе — из музыки к «Снегурочке» и Элегии для струнного оркестра («Привет благодарности»). В статье делается вывод о значимости сюжета для композитора и его связях с другими опусами автора.

Об авторе

З. М. Гусейнова
Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова
Россия

д-р искусствоведения, проф.
SPIN-код: 4412-1430

ул. Глинки, д. 2, литер А, Санкт-Петербург, 190068



Список литературы

1. Шекспир и музыка / Ред. коллегия: М. К. Михайлов, Л. Н. Раабен (отв. ред.), Э. Л. Фрид. Л.: Музыка, 1964. 318 с.

2. Соллертинский И. И. Шекспир и мировая музыка // Соллертинский И. И. Исторические этюды. Изд. 2-е. Л: Музгиз, 1963. С. 89–94.

3. Яруллина Г. А. Симфонические прочтения трагедий Шекспира композиторами XIX столетия: дис. … канд. искусствоведения. Магнитогорск, 2009. 238 с.

4. Глумов А. Н. «Гамлет» // Глумов А. Н. Музыка в русском драматическом театре. Исторические очерки. М.: ГМИ, 1955. С. 309–326.

5. Девятова О. Л. «Русский Гамлет»: от музыки Чайковского к опере Слонимского // Музыкальный театр XIX–XX веков: вопросы эволюции. Ростов-на-Дону: Гефест, 1999. С. 73–87.

6. Гайфуллина Г. А. Увертюра-фантазия «Гамлет» П. И. Чайковского: к вопросу трактовки литературного первоисточника в музыке // Музыка, живопись, театр. Проблемы истории, теории и педагогики. Материалы РНМК 4–5 дек. 2000 г. / Общ. ред. Л. Н. Шаймухаметова. Уфа: УфГИИ, 2000. С. 20–21.

7. Ермолаева Т. Н. Эскизы симфонии «Манфред» и увертюры-фантазии «Гамлет» Чайковского как источник изучения творческого процесса // Чайковский. Новые документы и материалы // Петербургский музыкальный архив / Отв. ред. Т. З. Сквирская. СПб.: Композитор, 2003. Вып. 4. С. 155–160.

8. Угрюмова Т. С. Драматургия У. Шекспира в программных симфонических произведениях П. И. Чайковского // Театр в жизни и творчестве П. И. Чайковского. Сост. Б. Я. Аншаков, Г. И. Белонович, М. Ш. Бонфельд. Научн. ред. Н. Н. Синьковская. Ижевск: Удмуртия, 1985. С. 101–109.

9. Шекспир У. Сонеты / пер. с англ. М. И. Чайковского. М.: Тип. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1914. 157 с.

10. ГДМЧ (Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П. И. Чайковского). 7. в6 № 4.

11. ГДМЧ. 7. а2 № 4.

12. Айнбиндер А. Г. Великобритания в жизни и творчестве Чайковского (по материалам личного архива композитора) // Текст. Книга. Книгоиздание: научно-практический журнал / Томский гос. ун-т. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 2014. № 2 (6). С. 92–113.

13. Чайковский П. И. Дневники, 1873–1891. [Репринт. воспроизведение]. СПб.: ЭГО: Северный олень, 1993. 294 с.

14. Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк: в 3-х т. Т. 3. 1882–1890. М.-Л.: Academia, 1936. 683 с.

15. Щепкина-Куперник Т. Л. Дни моей жизни. М.: Захаров, 2005. 528 с.

16. Белонович Г. И.П. И. Чайковский и французский драматический театр // Театр в жизни и творчестве П. И. Чайковского. Сост. Б. Я. Аншаков, Г. И. Белонович, М. Ш. Бонфельд. Научн. ред. Н. Н. Синьковская. Ижевск: Удмуртия, 1985. С. 16–26.

17. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений: литературные произведения и переписка / Общ. ред. Б. В. Асафьева. Т. 16-А: Письма 1891 г. / Подгот. Е. В. Котомин и др. М.: Музыка, 1978. 376 с.

18. Чайковский П. И.Переписка с Н. Ф. фон Мекк: в 3-х томах. Т. 1. 1876–1878. М.-Л.: Academia, 1934. 643 с.

19. Асафьев Б. В.Инструментальное творчество Чайковского (раздел «Симфонические поэмы Чайковского») // Асафьев Б. В. О музыке Чайковского. Избранное / Подг. А. Н. Крюков. Л.: Музыка, 1972. 376 с.

20. Русские ведомости. 1872. № 274.

21. Чайковский П. И. Итальянская опера. «Гамлет», опера Амбруаза Тома // Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи / Вступ. ст. и пояснения В. В. Яковлева. М.: Музгиз, 1953. С. 103–106.

22. Чайковский П. И.Переписка с Н. Ф. фон Мекк: в 3-х томах. Т. 2. 1879–1881. М.-Л.: Academia, 1935. 676 с.

23. Алперс Б. В.Актерское искусство в России. М.-Л.: Искусство, 1945. Т. 1. 550 с.

24. Е. П-ский[Петровский Е. М.]. «Гамлет» Чайковского. Hamlet de W. Scheakespeare. Ouverture, Mélodrames, Fanfares, Marches et Entráctes pour orchestre par P. Tschaikowsky, op. 67 b. Jurgenson. Moscow, 1895 (Нотографическая заметка) // Русская музыкальная газета. 1895. Август (№ 8). Стб. 495–502.


Рецензия

Для цитирования:


Гусейнова З.М. «Гамлет» П. И. Чайковского: симфоническое и сценическое претворение трагедии У. Шекспира. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021;(1):43-54.

For citation:


Guseinova Z.M. “Hamlet” by P. I. Tchaikovsky: Symphonic and Stage Implementation of the W. Shakespeare’s tragedy. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2021;(1):43-54. (In Russ.)

Просмотров: 543


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)