«Гамлет» П. И. Чайковского: симфоническое и сценическое претворение трагедии У. Шекспира
Аннотация
Статья посвящена истории претворения П. И. Чайковским сюжета трагедии У. Шекспира. Помимо хорошо известной симфонической увертюры-фантазии «Гамлет» 1888 года (f-moll, ор. 67) в творчестве композитора представлена и музыка к трагедии (ор. 67-bis), созданная по просьбе французского актера Л. Гитри в 1891 году. Впервые идея воплощения сюжета в музыке обозначена в наследии П. И. Чайковского в 1876 году, его предложил брату М. И. Чайковский, но еще раньше в 1872 году композитор в своей музыкально-критической статье, посвященной одноименной опере А. Тома, рассуждает о проблемах, связанных с созданием произведений на данный сюжет. В материалах П. И. Чайковского сохранились также сделанный композитором набросок монолога Гамлета с текстом на английском языке, возможно, для оперы (1885), и наброски и эскизы в записной книжке № 4, предположительно предназначавшиеся для программной симфонии «Гамлет» и частично вошедшие в Пятую симфонию (1887). Итогом многолетних поисков композитора стали программная увертюра-фантазия и музыка к трагедии, в которую автором были включены фрагменты из ранее написанных сочинений, в том числе — из музыки к «Снегурочке» и Элегии для струнного оркестра («Привет благодарности»). В статье делается вывод о значимости сюжета для композитора и его связях с другими опусами автора.
Об авторе
З. М. ГусейноваРоссия
д-р искусствоведения, проф.
SPIN-код: 4412-1430
ул. Глинки, д. 2, литер А, Санкт-Петербург, 190068
Список литературы
1. Шекспир и музыка / Ред. коллегия: М. К. Михайлов, Л. Н. Раабен (отв. ред.), Э. Л. Фрид. Л.: Музыка, 1964. 318 с.
2. Соллертинский И. И. Шекспир и мировая музыка // Соллертинский И. И. Исторические этюды. Изд. 2-е. Л: Музгиз, 1963. С. 89–94.
3. Яруллина Г. А. Симфонические прочтения трагедий Шекспира композиторами XIX столетия: дис. … канд. искусствоведения. Магнитогорск, 2009. 238 с.
4. Глумов А. Н. «Гамлет» // Глумов А. Н. Музыка в русском драматическом театре. Исторические очерки. М.: ГМИ, 1955. С. 309–326.
5. Девятова О. Л. «Русский Гамлет»: от музыки Чайковского к опере Слонимского // Музыкальный театр XIX–XX веков: вопросы эволюции. Ростов-на-Дону: Гефест, 1999. С. 73–87.
6. Гайфуллина Г. А. Увертюра-фантазия «Гамлет» П. И. Чайковского: к вопросу трактовки литературного первоисточника в музыке // Музыка, живопись, театр. Проблемы истории, теории и педагогики. Материалы РНМК 4–5 дек. 2000 г. / Общ. ред. Л. Н. Шаймухаметова. Уфа: УфГИИ, 2000. С. 20–21.
7. Ермолаева Т. Н. Эскизы симфонии «Манфред» и увертюры-фантазии «Гамлет» Чайковского как источник изучения творческого процесса // Чайковский. Новые документы и материалы // Петербургский музыкальный архив / Отв. ред. Т. З. Сквирская. СПб.: Композитор, 2003. Вып. 4. С. 155–160.
8. Угрюмова Т. С. Драматургия У. Шекспира в программных симфонических произведениях П. И. Чайковского // Театр в жизни и творчестве П. И. Чайковского. Сост. Б. Я. Аншаков, Г. И. Белонович, М. Ш. Бонфельд. Научн. ред. Н. Н. Синьковская. Ижевск: Удмуртия, 1985. С. 101–109.
9. Шекспир У. Сонеты / пер. с англ. М. И. Чайковского. М.: Тип. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1914. 157 с.
10. ГДМЧ (Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П. И. Чайковского). 7. в6 № 4.
11. ГДМЧ. 7. а2 № 4.
12. Айнбиндер А. Г. Великобритания в жизни и творчестве Чайковского (по материалам личного архива композитора) // Текст. Книга. Книгоиздание: научно-практический журнал / Томский гос. ун-т. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 2014. № 2 (6). С. 92–113.
13. Чайковский П. И. Дневники, 1873–1891. [Репринт. воспроизведение]. СПб.: ЭГО: Северный олень, 1993. 294 с.
14. Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк: в 3-х т. Т. 3. 1882–1890. М.-Л.: Academia, 1936. 683 с.
15. Щепкина-Куперник Т. Л. Дни моей жизни. М.: Захаров, 2005. 528 с.
16. Белонович Г. И.П. И. Чайковский и французский драматический театр // Театр в жизни и творчестве П. И. Чайковского. Сост. Б. Я. Аншаков, Г. И. Белонович, М. Ш. Бонфельд. Научн. ред. Н. Н. Синьковская. Ижевск: Удмуртия, 1985. С. 16–26.
17. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений: литературные произведения и переписка / Общ. ред. Б. В. Асафьева. Т. 16-А: Письма 1891 г. / Подгот. Е. В. Котомин и др. М.: Музыка, 1978. 376 с.
18. Чайковский П. И.Переписка с Н. Ф. фон Мекк: в 3-х томах. Т. 1. 1876–1878. М.-Л.: Academia, 1934. 643 с.
19. Асафьев Б. В.Инструментальное творчество Чайковского (раздел «Симфонические поэмы Чайковского») // Асафьев Б. В. О музыке Чайковского. Избранное / Подг. А. Н. Крюков. Л.: Музыка, 1972. 376 с.
20. Русские ведомости. 1872. № 274.
21. Чайковский П. И. Итальянская опера. «Гамлет», опера Амбруаза Тома // Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи / Вступ. ст. и пояснения В. В. Яковлева. М.: Музгиз, 1953. С. 103–106.
22. Чайковский П. И.Переписка с Н. Ф. фон Мекк: в 3-х томах. Т. 2. 1879–1881. М.-Л.: Academia, 1935. 676 с.
23. Алперс Б. В.Актерское искусство в России. М.-Л.: Искусство, 1945. Т. 1. 550 с.
24. Е. П-ский[Петровский Е. М.]. «Гамлет» Чайковского. Hamlet de W. Scheakespeare. Ouverture, Mélodrames, Fanfares, Marches et Entráctes pour orchestre par P. Tschaikowsky, op. 67 b. Jurgenson. Moscow, 1895 (Нотографическая заметка) // Русская музыкальная газета. 1895. Август (№ 8). Стб. 495–502.
Рецензия
Для цитирования:
Гусейнова З.М. «Гамлет» П. И. Чайковского: симфоническое и сценическое претворение трагедии У. Шекспира. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021;(1):43-54.
For citation:
Guseinova Z.M. “Hamlet” by P. I. Tchaikovsky: Symphonic and Stage Implementation of the W. Shakespeare’s tragedy. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2021;(1):43-54. (In Russ.)