Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Пластическая интерпретация оперы в балетный спектакль: балет «Волшебная флейта» на музыку В. А. Моцарта в постановке А. Б. Петрова в театре «Кремлевский балет»

Аннотация

В статье рассматривается пример пластической интерпретации оперы В. А. Моцарта «Волшебная флейта» в хореографии А. Б. Петрова. Анализ балета «Волшебная флейта» в постановке А. Б. Петрова проводится с учетом комплексного подхода к сценическому тексту: параллельного и одновременного рассмотрения музыки, хореографического решения, трактовки  образов  и  коллизий,  а  также  сценического  оформления  и  костюмов. Особое внимание уделено вокальным формам, получившим хореографическую интерпретацию. Отмечается, что нередко А. Б. Петров берет за основу  музыкальные  формы.  Так,  ария  превращается  в  вариацию,  дуэт  — в adagio, вокальный терцет — в балетное трио, хор — в кордебалет. Более того, используя ведущую балетную форму pas de deux для больших сцен, связанных с персонажами, балетмейстер предельно ясно раскрывает хореографическими средствами характерные особенности образов главных героев. В своей постановке Петров, опираясь на музыкальную основу оперы Моцарта  и  дополняя  ее  вставными  музыкальными  фрагментами  других произведений композитора, сумел сохранить единый музыкальный стиль и  раскрыть  его  содержание,  используя  канонические  балетные  приемы и классическую форму танца.В  работе  использованы  фрагменты  из  личной  беседы  автора  (Гасниковой О. В.) с хореографом-постановщиком балета «Волшебная флейта», народным  артистом  России,  Лауреатом  премии  города  Москвы  в  области  литературы  и  искусства,  профессором  Московской  государственной академии хореографии А. Б. Петровым.

Об авторе

О. В. Гасникова
Российский институт театрального искусства – ГИТИС
Россия

аспирант, ведущая солистка театра балета «Русский балет» 
под руководством народного артиста СССР В. М. Гордеева

Малый Кисловский пер., д. 6, Москва, 125009



Список литературы

1. Ванслов В. В.В мире балета. М.: Анита Пресс, 2010. 296 c.

2. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр: очерки истории: преромантизм. Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1983. 431 с.

3. Гасникова О. В. К вопросу о трансформации оперы в балетный спектакль (на примере творчества русских и западноевропейских хореографов) // Художественное образование и наука. 2020. № 1(22). С. 95–113.

4. Володченков Р. Г., Леонова М. К., Маликов Е. В., Оленев С. М. Хореограф Андрей Петров и театр «Кремлевский балет» / под общ. ред. Е. В. Маликова. М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2019. 304 с.

5. Аудиозапись беседы с Петровым 05.01.2021 // Личный архив О. В. Гасниковой.

6. Луцкер Н. В. Загадки и легенды «Волшебной флейты» // Музыкальная жизнь. 1987. № 9. C. 17.

7. Иноземцева Г. В.Для детей или для взрослых // Балет. 2015. № 2. С. 8–9.

8. Модестов В. «Кремлевский балет» встречает свой юбилей «Волшебной флейтой» Моцарта // Вечерняя Москва. 19.09.2014 [Электронный ресурс]. URL: http/vm.ru/news/2014/09/19/kremlevskii-balet-vstrechaet-svoi-yubileivolshebnoi-fleitoi-motsarta-265817.html (дата обращения: 18.12.2020).

9. Курышева Т. А.Театральность и музыка. М.: Сов. композитор, 1984. 201 c.

10. Максов А. И.Погрузиться в прекрасную сказку // Линия. 2014. № 9. С. 8.


Рецензия

Для цитирования:


Гасникова О.В. Пластическая интерпретация оперы в балетный спектакль: балет «Волшебная флейта» на музыку В. А. Моцарта в постановке А. Б. Петрова в театре «Кремлевский балет». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021;(1):26-42.

For citation:


Gasnikova O.V. Plastic interpretation of opera in a ballet performance: ballet “The Magic Flute” to the music of V. A. Mozart staged by A. B. Petrov at the Kremlin Ballet Theater. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2021;(1):26-42. (In Russ.)

Просмотров: 373


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)