Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

От Ламаха Аристофана к Бедуину Гумилева: эволюция маски

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена эволюции маски хвастливого воина в истории европейской драматургии, от классического периода Античности до ХХ века включительно. Точкой отсчета для формирования масочных образов предлагается считать драматургию Аристофана. Именно в пьесе древнегреческого комедиографа создается маска вояки-солдафона, получившая развитие в вариациях маски воина-бахвала в последующей многовековой истории театра и драматургии. Еще в Античности появляется формула «хвастливый воин», определившая суть маски героя Т. М. Плавта и название его комедии. Исследование судьбы образа вояки-хвастуна, вместившего в себя опыт итальянского, английского, французского, русского театров, показало, что маска эта стала мифологическим типом.

Об авторе

Д. Д. Кумукова
Российский институт истории искусств
Россия

канд. искусствоведения

Исаакиевская пл., д. 5, Санкт-Петербург, 190000



Список литературы

1. Аристофан. Ахарняне // Аристофан. Комедии: в 2 т. М.: Искусство, 1983. Т. 1. С. 5–72.

2. Плавт Т. М. Хвастливый воин // Плавт Т. М. Комедии: в 3 т. М.: ТЕРРА, 1997. Т. 1. С. 81–178.

3. Соловьев В. Н. К истории сценической техники commedia dell”arte, 4 и 5 // Научно-исследовательский проект по творческому наследию В. Э. Мейерхольда «Любовь к трем апельсинам», 1914–1916: в 2 т. СПб.: РИИИ, 2014. Т. 1. С. 296–302.

4. Миклашевский К. М. La Commedia dell’arte, или Театр итальянских комедиантов XVI, XVII и XVIII столетий. М.: Навона, 2017. 332 с.

5. Andreini F. Le bravure del Capitano Spavento. Parte prima. Venezia, 1669. 279 p.

6. Молодцова М. М. Комедия дель арте: движение во времени. СПб.: РГИСИ, 2019. 617 с.

7. Perrucci A. Dell’arte rappresentativa, premeditata, e all’improvviso. Napoli, 1699. 271 p.

8. Дживелегов А. К. Итальянская народная комедия. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954. 298 с.

9. Шекспир У. Бесплодные усилия любви // Шекспир У. Полн. собр. соч. в 8 т. М.: Искусство, 1958. Т. 2. С. 393–512.

10. Корнель П. Иллюзия // Корнель П. Пьесы. М.: Московский рабочий, 1984. С. 21–88.

11. Дунаева Е. А. Битва комедиантов, или Великая Иллюзия Пьера Корнеля // Вопросы театра. Proscaenium. 2020. № 1–2. С. 220–229.

12. Грибоедов А. С. Горе от ума // Грибоедов А. С. Сочинения. М.: Правда, 1985. С. 19–144.

13. Гумилёв Н. С. Дитя Аллаха // Гумилёв Н. С. Драматические произведения. Переводы. Статьи. Л.: Искусство, 1990. С. 117– 149.


Для цитирования:


Кумукова Д.Д. От Ламаха Аристофана к Бедуину Гумилева: эволюция маски. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2020;(6):164-177.

For citation:


Kumukova D.D. From Aristophane’s Lamach to Gumilev’s Bedouin: Evolution of the mask. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2020;(6):164-177. (In Russ.)

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)