Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

«Русские балеты» С. Дягилева и испанский драматический театр 1910–1920-х годов

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена влиянию «Русских балетов» С. Дягилева на испанский театр 1910-1920-х годов. Грегорио Мартинес Сьерра (1881-1947) — один из основоположников режиссуры в испанском драматическом театре. Впечатление от спектаклей «Русских балетов» легло в основу эстетической программы режиссера, которую он реализовывал в «Театро де Арте» при участии единомышленников, в числе которых Мария Мартинес Сьерра, Мануэль де Фалья, Томас Боррас, Хосе де Самора, Мануэль Фонтаналс. В статье проанализированы наиболее репрезентативные примеры попытки освоения эстетики «Русских балетов» испанским театром. Также статья знакомит читателей с восприятием «Русских балетов» испанской театральной критикой.

Об авторе

А. П. Сологуб
Российский государственный институт сценических искусств
Россия

Ул. Моховая, д. 34, Санкт-Петербург, 191028



Список литературы

1. Схейен Ш. Сергей Дягилев «Русские сезоны» навсегда. М.: КоЛибри, 2017. 484 c.

2. ПасториЖ.-П. Ренессанс Русского балета. М.: Paulsen, 2014. 152 с.

3. Losada M. Margarita Nelken, the Madrid press and the «Ballets Russes» // Anales de la literatura espanola contemporanea. 2013. Vol. 38. No. 3. P. 661-685.

4. Sastre J. A., Aznar Soler M. Cipriano de Rivas Cherif y el teatro espanol de su epoca (1891-1967). Madrid: ADE, 1999. 593 p.

5. Сологуб А. П. Испанские «театры-манифесты» 1920-х годов // Театрон. 2018. № 1. С. 23-31.

6. Будыка-Житкова О. К. Русская музыка на испанской сцене: премьеры балетов Стравинского в Мадриде // Культурная жизнь Юга России. 2010. № 4. С. 11-15.

7. Salazar A. Los bailes rusos. Disertaciones y soliloquios // Revista musical Hispano-Americana. 1916. 30 jun. Р. 7-14.

8. Gual A. A proposito de los Ballets rusos. Impresiones // Gual A. Teona escenica. Madrid; Barcelona: ADE, 2016. P. 231-233.

9. SastreJ. A. Martinez Sierra, Valle-Inclan y el «Teatro Arti'stico» de Benavente // Anales de la Literatura Espanola Contemporanea. 2018. Enero. P. 571-614.

10. Rodriguez-Moranta I. Hacia «un porvenir azul»: proyectos modernistas de Santiago Rusinol y Gregorio Martinez Sierra // Journal of Hispanic Modernism. № 3-4. Р. 105-124.

11. Guerra Arevalo M. La pantomima musical a principios del siglo XX en Espana: a la vanguardia europea: trabajo fin de master. Madrid [Universidad Complutense], 2016. 75 p.

12. Budwig A. The evolution of Manuel de Falla’s “The three-cornered hat” (1916-1920) // Journal of Musicological Research. 1984. № 5. Р. 191-212.

13. Torres C. Е. Maria Lejarraga y Manuel de Falla en busca de nuevas soluciones dramatico musicales // De literatura y musica: estudios sobre Maria Martinez Sierra. Logrono: Universidad de la Rioja; Servicio de publicaciones, 2014. Р. 177-203.

14. Jones J. R. Maria Lejarraga de Martii'nez Sierra (1874-1974), libretista y letrista // Berceo. 2004. № 147. Р. 55-95.

15. Lloret Marin G. Tendencias renovadoras del teatro espanol del primer tercio del siglo XX: Jose Frances y Tomas Borras: tesis doctorado. Sevilla [Universidad de Sevilla], 2015. 46 p

16. Cadenas J. J. Notas teatrales // ABC. 1915. 27 nov. P. 19.

17. Alba Nieva I. M. Cuerpo y figurfn. Poeticas de la modernidad en la escena espanola (1866-1926): tesis doctorado. Malaga [Universidad de Malaga], 2015. 418 p.

18. Пуаре П. Одевая эпоху. М.: Этерна, 2011. 446 с.

19. Rivas Cherif C. de Los bailes ruso // Espana. 1916. 1 jun. P. 10-11.

20. Delgado F. Su suplica imagination // Sherzo. 2015. Dic. № 313. P. 72-76.

21. Cabo Martinez R. El teatro de Goy de Silva // Lenguaje y textos. 1995. № 6-7. P. 19-26.

22. Ранкс О. Поэтика условного театра в Испании первой трети XX века: Х. Бенавенте, М. де Унамуно, Х. Грау: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М. 2011. 26 c.

23. Peral Vega E. Pantomima y modernidad teatral. El Teatro de arte de Gregorio Martinez Sierra // Scherzo. 2015. Dic. № 313. P. 68-70.

24. Estrenos, inauguraciones y presentaciones // La Epoca. 1917. 8 abr. P. 3.

25. Un Teatro de Arte en Espana 1917-1925. Madrid: Esfinge, 1926. 199 р.

26. Peralta Gilabert R. Manuel Fontanals, escenografo. Teatro, cine y exilio. Madrid: Editorial Fundamentos, 2007. 363 р.

27. Gabaldon J. J. Eslava. La princesa que se chupaba el dedo // La Nation. 1917. 15 dec. P. 11.

28. Andrenio. [Gomez de Baquero E.] Veladas teatrales // La Epoca. 1917. 8 abr. P. 1.

29. Бенуа А. Мои воспоминания: в 2 т. М.: Наука, 1980. Т. 2. 744 с.

30. Catalan Garcia P. Mignoni: Escenografi'as Para Martinez Sierra // Acotaciones. 2016. № 36. Enero-jun. Р. 41-73.

31. Marsillach A. Triunfo de E. Marquina // El Imparcial. 1922. 27 jul. P. 3.

32. Ortega y Gasset J. Elogio del «Murcielago» I // El Sol. 1921. 6 nov. P. 3.


Для цитирования:


Сологуб А.П. «Русские балеты» С. Дягилева и испанский драматический театр 1910–1920-х годов. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2020;(4):21-39.

For citation:


Sologub A.P. Diaghilev’s the Ballets Russes and Spanish drama theatre of the 1910–1920s. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2020;(4):21-39. (In Russ.)

Просмотров: 30


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)